ТИТЧЕНЕР


ТИТЧЕНЕР
        (Titchencr) Эдуард Брэдфорд (11.1.1867, Чичестер, Великобритания,—3.8.1927, Итака, США), амер. психолог, представитель интроспективной психологии. В 1904 основал Об-во экспериментальной психологии. Ученик Вундта, придерживался крайнего сенсуализма и атомизма в трактовке сознания, что нашло отражение в концепции «аналитич. интроспекции», а также в идее т. н. структуральной психологии. В полемике с вюрцбургской школой психологии мышления отказывался признать за «значениями» самостоят. реальность, сводя их целиком к чувственно воспринимаемым элементам, что сближало его трактовку сознания с позицией Маха. Известен также экспериментальными исследованиями по психологии ощущений, внимания и др. психич. функций.
        Experimental psychology, v. 1—2, N. Y,—L., 1901—06; Systematic psychology, N. ?., 1929; в рус. пер.— Очерки психологии, СПБ, 1898; Учебник психологии, ч. 1—2, М., 1914.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ТИТЧЕНЕР
(Titchener)
Эдуард Брэдфорд (род. 11 янв. 1867, Чичестер, Англия – ум. 3 авг. 1927, Итака, США) амер. психолог, основавший (1904) Общество экспериментальной психологии в США. Будучи учеником Вильгельма Вундта, придерживался сенсуализма в трактовке сознания, развивал идеи аналитической интроспекции. Получил известность своими экспериментальными исследованиями психических функций, в особенности психологии ощущений. Осн. труды: «Experimental psychology», v. 1-2, 1901-1906; «Systematic psychology», 1929; на рус. яз. – «Очерки психологии», пер. с англ., СПБ., 1898; «Учебник психологии», ч. 1-2. М., 1914.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТИТЧЕНЕР
(Titchener), Эдуард Брэдфорд (11 янв. 1867 – 3 авг. 1927) – амер. психолог, автор концепции структурной психологии, один из гл. представителей интроспекционизма. Род. в Англии, однако формировался как психолог в Германии под влиянием Вундта. В 1892–1927 – проф. Корнеллского ун-та, где им был создан крупнейший в США центр экспериментальной психологии. Объектом психологии как науки для Т. является сознание, предпосылкой чего служит тождество между психологическим и сознательным. Т. начинает с выявления элементов, имманентных сознанию. В отличие от современной ему функциональной школы, учения Штумпфа и др., Т. утверждает, что в сознании имеются постоянные элементы, к-рые образуют основу первично-психического. Задачей же изучения Т. считает выявление первичных элементов сознания и законов образования на их основе психич. структур. Методом психологии в связи с этим служит интроспекция, к-рую Т. отличает от обычного самонаблюдения, поскольку из него исключается все, входящее в сознание извне: относящееся как к физич. природе стимула, так и к категории значения. В отличие от вюрцбургской школы психологии, Т. отказывался включить мышление в число первичных е д и н и ц сознания (поскольку иначе требовалось бы вводить понятие бессодержат. мысли), выводя содержание, "значение" из взаимоотношения между частями сенсорного опыта, при к-ром одна из них принимает на себя в отношении к другой "знаковую функцию", что сближало Т. с Маxом и Aвенариусом. Т. – автор переведенных на мн. языки руководств по общей экспериментальной психологии, долго считавшихся образцовыми.
Соч.: Experimental psychology. A manual of laboratory practice, v. 1–2, N. Y.–L., 1901–06; Lectures on the experimental psychology of the thought-processes, N. Y., 1909; Systematic psychology: prolegomena, N. Y., 1929; в рус. пер. – Очерки психологии, СПБ, 1898.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 424–26; Boring E.G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wооdwоrth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., ?. ?., 1964.
Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1323
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЗНАК (в психологии)
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Измерения В Психологии
  • измерения в психологии
  • ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
  • историография психологии
  • История Инженерной Психологии
  • история психологии
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • метод психологии
  • Моделирование В Психологии
  • моделирование в психологии
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • подход в психологии
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь