ТАУЛЕР


ТАУЛЕР
(Tauler)
Иоганн (род. ок. 1300, Страсбург – ум. 16 июня 1361, там же) – нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению «друзей Бога»; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора «Немецкой теологии» и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию – от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его «Проповеди» («Predigten») изданы в 1923.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТАУЛЕР
(Tauler), Иоганн (1304–61) – немецкий философ-мистик, монах-доминиканец, проповедник. Ученик Экхарта. Следуя неоплатонич. традиции отрицательного богословия, Т. в своем учении исходил из понимания божества как единства, лишенного всякой определенности и качественности, как трансцедентного бытия. Познание божества средствами человеч. разума невозможно. Единств. путем богопознания является, по Т., путь веры и мистич. созерцания. Благодаря наличию в человеке "глубины души", сотворенной богом, человек может, путем углубленного созерцания, возвыситься до постижения чистой сущности бога. Для этого необходимо осознание ничтожества всего конечного, смирение, самоотречение, аскетизм. Т. считал "спасение" возможным лишь с помощью божеств "благодати", за духовенством оставалась лишь наставнич. функция. Это вело к отрицанию церк. иерархии, но сам Т. не выходил за пределы ортодоксальной мистики. Учение Т. о непосредств. контакте человека с богом оказало влияние на взгляды деятелей нем. Реформации, прежде всего Лютера и Мюнцера.
Соч.: Predigten, Bd 1–2, Jena, 1913; Ausgewahlte Predigten, Bonn, 1914.
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневек. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневек. материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 547–68; Смирин ?. ?., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1955, с. 171–229; Muller А. V., Luther und Tauler, Bern, 1918; Naumann L., Untersuchungen zu J. Taulers deutschen Predigten, Halle, 1911 (Diss.); Wentzlаff-Eggebert F. W., Studien zu Lebenslehre Taulers, В., 1940; J. Tauler, ein deutscher Mystiker. Gedenkschrift zum 600. Todestag, Essen, 1961.
А. Горфункель. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ТАУЛЕР
    ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн (ок. 1300, Страсбург — 16 июня 1361, там же) — немецкий мистик. В раннем возрасте вступил в орден доминиканцев. Обучался в Париже, вероятно, вместе с Сузо. Слышал ли Таулер в Кёльне проповеди Экхарта, достоверно не установлено, однако теология Экхарта оказала на него большое влияние. Академического звания Таулер не получил, что было связано с его общим негативным отношением к современной схоластической философии. Велико различие, считал он, между теми, кто живет Священным Писанием, и теми, кто лишь читает и проповедует его. Представителей “чистой догматики” Таулер подозревал в тщеславии и презрении к живущим божественным Словом. С 1346—47 Таулер становится духовным попечителем женского монастыря в Страсбурге, бывшего одним из тех духовных сообществ, в которых женщины объединились в желании “жить Священным Писанием”, не примыкая к какому-либо из церковно признанных орденов. С этой спецификой деятельности Таулера связано то, что он не оставил после себя никаких “систематических” трудов: его учение имело диалогический характер, всегда было обращено к конкретным слушателям. Вскоре он переживает религиозное обращение, очевидно отразившееся на эмоциональном воздействии его проповедей — именно с того времени монахини начинают записывать речи своего наставника. Для того чтобы избежать двусмысленностей в понимании “мистического единства” (unio mystica), говоря о духовной (geistlichen) жизни как том пространстве, в котором происходит встреча с Богом, Таулер в божественной перспективе характеризует ее как неподвластную человеческому влиянию основу (grunt), ав человеческой — как “целостность души” (gemuete), в которой встреча с Богом не только может, но и должна быть инициирована человеком. Идеи Таулера оказали влияние на Лютера.
    Соч.: Die Predigten Taulers, Hrsg. v. F.fetter. B., 1910; Dublin, 1968; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Opera Omnia, Ubers. V. L. Surius (1548). Hildesheim, 1985. Лит.: Haas A. M. Senno Mystikus. Fribouig, 1979.
    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1268
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Человеческое познание: его сфера и границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь