САМОНАБЛЮДЕНИЕ


САМОНАБЛЮДЕНИЕ
        наблюдение, объектом которого являются психич. состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собств. поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, которая возникает в психологии в связи с С., состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологич. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см. Интроспективная психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследователю «сырой» эмпирич. материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда спец. истолкования.
        Кpавков С. В., С., М., 1922; Коффка К., С. и метод психологии, в сб.: Проблемы совр. психологии, т. 2, Л., 1926; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164—84.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


САМОНАБЛЮДЕНИЕ
непосредственный подход к (собственному) сознанию, вообще к психическому; при этом также непосредственный источник для всякой психологии (см. также Вчувствование). Трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


САМОНАБЛЮДЕНИЕ
(лат. introspectio – внутреннее наблюдение) – прием исследования явлений сознания, состоящий в фиксации и описании течения собств. переживаний при совершении нек-рых действий или нек-ром состоянии психики. В 19 – нач. 20 вв. С. было одним из осн. методов исследования человеч. психики (см. Психология, Интроспективная психология, Вюрцбургская школа). Как правило, в паре исследователь – испытуемый в качестве последнего выступал квалифицированный в С. человек (напр., в экспериментах вюрцбургской школы испытуемыми были О. Кюльпе, Н. Ах, А. Мессер, К. Бюлер и др.). С распространением объективных методов исследования прием С. был подвергнут критике. В наст. время С. используется как один из второстепенных приемов психологич. исследования, а его результаты служат лишь дополнением к результатам, фиксируемым при помощи объективных методов.
Лит.: Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, No 16, СПБ, 1914; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 2; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960, гл. 2; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 10; Пиаже Ж., ?ресс П., Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 1–2.
Н. Алексеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    интроспекция, наблюдение, рефлексия


Просмотров: 774
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Гендерный подход в психологии
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
  • Деятельностный Подход В Психологии
  • деятельностный подход в психологии
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • женевская школа генетической психологии
  • Женевская Школа Генетической Психологии
  • История Инженерной Психологии
  • история психологии
  • Как делать вещи при помощи слов
  • МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ (в детской психологии)
  • метод психологии
  • моделирование в психологии
  • Моделирование В Психологии
  • направление в психологии
  • обзор психологии
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии)
  • объективный метод в психологии
  • Объективный Метод В Психологии
  • подход в психологии
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии)
  • СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии)
  • СТРЕСС (в психологии)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь