НАТОРП


НАТОРП
        (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. философ-идеалист. Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства. Кантонское понятие «вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного понятия», побудительного начала науч. познания; соответственно кантовское принципиальное различие между априорными формами чувственности и категориями рассудка устраняется и превращается в чисто логич. проблему: как всё содержание науч. знания определяется изначальным актом мышления («первоисточником») -— связыванием обособления и объединения. Классич. примером науч. знания Н. считает математич. анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех спец. объектов исследования конструкциями чистой мысли. В работах по истории антич. философии (особенно о Платоне)Н. истолковывает её в духе идеализма нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта, интерпретируемым в духе марбургской школы.
        П. уделял большое внимание проблемам т. н. социальной педагогики, которая связана с возникшей внутри
        марбургской школы идеей «этич. социализма». Осн. мотив социальной педагогики Н. — образование индивида с целью включения его u движение человечества к идеальному обществу, где личность рассматривалась бы не только как средство, но и как цель. Социально-лолитич. взгляды Н. представляют собой вариант бурж. либерализма.
        Plato's Ideenlehre, Lpz., 192l2; Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme, Gott., 192l3; Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften, Lpz., 19233; Philosophische Systematik, Hamb., 1958; в рус. пер.— Социальная педагогика, СПБ, 1911; Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Кант и Марбург-ская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913.
        Совр. бурж. философия, М., 1972, с. 38—43; Grale I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. Natorps, Wurzburg, 1933.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


НАТОРП
(Natorp)
Пауль (род. 24 янв. 1854, Дюссельдорф – ум. 17 авг. 1942, Марбург) – нем. философ и педагог, рассматривавший социальный аспект педагогики; профессор с 1885, наиболее выдающийся ученик Г. Когена и наряду с ним главный представитель марбургской школы. Его работа «Die Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme» (рус. пер. «Философия, ее проблема и ее проблемы», 1911) является одним из лучших введений в неокантианство и в учение Когена. Наторп получил известность благодаря своей книге о Платоне («Platos Ideenlehre», 1903). Как педагог, он опирался на Песталоцци. Индивидуалистическому образу человека он противопоставлял социалистический; в сфере человеческого истинно конкретное представляет собой не индивид, а общество. Помимо упомянутых, им написан еще ряд работ, из которых важнейшие: «Sozialpдdagogik», 1899 (рус. пер. «Социальная педагогика», 1911); «Pestalozzi», 1909; «Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften», 1910; «Philosophische Systematik», 1957; на рус. языке: «Культура народа и культура личности», 1912; «Кант и марбургская школа», в сб. «Новые идеи в философии», 1913.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


НАТОРП
(Natorp), Пауль (24 янв. 1854 – 17 авг. 1924) – нем. философ-неокантианец, последователь Г. Когена. С 1885 – проф. философии Марбургского ун-та. Марбургское неокантианство было попыткой интерпретировать с кантовских позиций идею развития, глубоко проникшую в науку 19–20 вв. Если неогегельянство и философия жизни представили развитие как иррациональную диалектику, то марбуржцы противопоставили диалектике эволюционистскую теорию развития, в к-рой общефилос. методом выступило "исчисление бесконечно-малых". В свете этого принципа получали видимость рационалистич., положительно-научной конструкции кантовские телеологизм (в т.н. описат. естествознании) и идея долженствования (в т.н. "науках о духе"). Эта концепция получила название "критического идеализма". Н. проводил защиту и обоснование "критич. идеализма" марбургской школы по двум линиям. Во-первых, он интерпретировал филос. системы прошлого как "предысторию" критицизма. В книге "Учение об идеях Платона. Введение в идеализм" ("Plato's Ideenlehre. Eine Einfuhrung in den Idealismus", 1903) H. представил платоновскую философию в неисторич. виде, в духе канонич. понятий марбургской школы. Во-вторых, Н. перетолковывал в духе указ. концепции совр. естествознание. Этой задаче посвящена его центральная работа "Логич. основоположения точных наук" ("Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften", 1910).
В таком же методологич. плане H. строил логич. систему т.н. социальной педагогики – область его специальных интересов. Обществоведческие взгляды Н. представляют вариант т.н. филос. антропологии: "...человек действительно микрокосм, мир в миниатюре, как бы сконцентрированный в одном пункте" ("Культура народа и культура личности", СПБ, 1912, с. 118–19). Поэтому весь строй наук – от естествознания до "наук о духе" (социальных наук и истории) – имеет предметом человека в разных аспектах. Конкретность человека – в его активности, деятельности, к-рая рассматривается Н. как "работа" (труд). Однако ее определение он ищет не в ее объективной структуре, но в целеполагающем характере человеч. деятельности, что он и истолковывает в понятии долженствования. Т.о., человеч. активность оборачивается активностью мышления. Если наука есть теоретич. мышление, т.е. воспроизведение в эмпирич. материале логики чистого мышления, то человеч. деятельность есть практич. мышление, иными словами бесконечный процесс воплощения в практике человеч. общежития некой "регулятивной" идеи, практически недостижимой (см. "Социальная педагогика", СПБ, 1911, с. 51; см. также с. 45). Прогресс в освоении людьми этой задачи, проходящий 3 этапа – влечение, волю и разум, есть путь к "свободе". Три указанные характеристики имманентны человеч. природе. В соответствии с этой индивидуалистич. исходной позицией Н. строит теорию общества, где осн. социальные связи оказываются проекцией конститутивных качеств человека на взаимоотношения в организованном обществ. единстве: влечению соответствует хоз. деятельность, воле – социальные учреждения, разуму же – система образования. Соответственно, система "социальной педагогики" оказывается социальной программой Н., к-рая приводит его к законченной политич. программе бурж., этич. социализма. Умеренная критика капиталистич. общества разрешается проповедью воспитания "разумности" всех членов общества. Результатом этого воспитания должно явиться "единение" всех разумных сограждан в процессе достижения идеальной цели, к-рая в качестве идеи практич. разума оказывается в конечном счете даже не знанием, а верой.
Рассматривая философию марбургской школы как "метод", Н. последовательно применил ее для "конструирования" точных наук, "наук о духе" и системы обществ. отношений. Но здесь-то и обнаружилось, что дело фактически идет о законченной филос. системе, сочетающей абс. идеализм Платона с критицизмом Канта.
Соч.: Descartes' Erkenntnisstheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kriticismus, Marburg, 1882; Galilei als Philosoph, "Philos. Monatsh.", 1882, Bd 18; Quantitat und Qualitat in Begriff, Urteil und gegenstandlicher Erkenntniss, там же, 1890, Bd 27, H. 1, 2; Zu den logischen Grundlagen der neueren Mathematik, "Arch. System Philos.", 1901, 2 Abt., Bd 7; Zur Frage der logischen Methode, "Kantstudien", 1901, Bd 6; Philosophische Propadeutik, Marburg, 1903; Logik, Marburg, 1904; Philosophie und Padagogik, Marburg, 1923; в рус. пер. – Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5 (Теория познания II), СПБ, 1913.
Лит.: Бакрадзе К. С, Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Bellersen H., Sozialpadagogik P. N., (s. 1.), 1928; Grafe I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. N., Wurzburg, 1933.
M. Туровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


НАТОРП
    НАТОРП (Natorp) Поль (21 января 1854, Дюссельдорф — 17 августа 1924, Марбург) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1871—75 изучал историю, древние языки, филологию, музыку и философию, математику h естественные науки в Берлине, Бонне и Страсбурге. Защищает докторскую диссертацию в 1881. С 1880 — библиотекарь в Марбурге, с 1885 — профессор в Марбурге. С 1887 — издатель журнала “Philosophischen Monatshefte”. В своем сочинении “Учение Платона об идеях. Введение в идеализм” (1903) Наторп выступает против господствовавшего со времен Аристотеля понимания идей Платона как метафизических сущностей. По Наторпу, идеи следует толковать как чисто логические “принципы”, “схемы” или “законы”, по которым конструируется вещь: идеи не “вещи”, но “методы”, они указывают на идентичность, данную как неизменный закон, а значит — освобожденную от всякой чувственности. К другим важным сочинениям Наторпа относят: “Теория познания Декарта. Исследования предыстории критицизма” (Descartes Erkenntnistheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kritizismus, 1882); “Исследования по истории проблемы познания в древности” (Forschungen des Erkenntnisproblems des Altertum, 1884); “Логические основы точных наук” (Die logische Grundlagen der exakten Wissenschaften, 1910). Наибольшую известность принесли ему работы “Философская пропедевтика” (1903), “Философия” (1911), “Кант и марбургская школа” (1912) и др.
    Наторп опирается на развитую Когеном интерпретацию Канта, которая подчиняла теорию познания чистой логике. Однако если у Канта условием всякого познания было трансцендентальное единство апперцепции, то у Наторпа его аналогом становится фактическое единство опытных естественных наук, причем теоретическая философия рассматривается как трансцендентальная логика, которая имеет значение для “культурной работы” в целом. “Предметы” трансцендентальной философии понимаются как различные процессуальные виды деятельности: “...метод, в котором заключается философия, имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает” (Кант и марбургская школа. — “Новые идеи в философии”. СПб., 1913, вып. 4, с. 93). Как и другие представители марбургской школы неокантианства, Наторп видел свою задачу в создании логического “фундамента” для этики, эстетики, учения о человеке, теории культуры, социальной педагогики и других наук. Он отвергает всякий “онтологизм”: о бытии правомерно говорить лишь как о “мыслимом бытии”. Разъясняя свое понимание идеализма, Наторп писал: ”Истинный идеализм не есть идеализм элеатского “бытия” или идеализм все еще неподвижных “идей” ранней эпохи Платона, а идеализм “движения”, “изменения” понятий, согласно “Софисту” Платона, идеализм “ограничения безграничного”, вечного “становления бытием”, согласно “Филебу”. Все это мы находим у Канта, когда он рассматривает мышление как самопроизвольное, т. е. как созидание на основе бесконечности, а потому как действие, как функцию” (там же, с. 101—102). Понимание логики у Наторпа впоследствии изменилось. Его идея “всеобщей логики” расширила предмет логики до выявления единого основания конструирования предметов, полагания смысла в триаде: простое полагание — его отрицание — синтез. Применение этой “всеобщей логики” к психологии развито во “Всеобщей психологии” (Allgemeine Psychologie, 1912), к практической философии и образованию — в целом ряде педагогических сочинений. Близость неокантианства Наторпа к проблемам философии Платона определила его интерес к идее “образования человечества”, иначе — к педагогике (ср. такие работы как “Этика Демокрита” (Die Ethik des Demokritos, 1893); “Социальная педагогика” (Sozialpдdagogik, 1898); “Государство Платона и идея социальной педагогики” (Plalos Staat und der Idee der Sozialpдdagogik”, 1898); “Песталоцци” (Pestalozzi, 1909)). Наторп развил оригинальную концепцию социальной педагогики. После 1-й мировой войны, ускорившей распад неокантианства, Наторп сближается с феноменологией Гуссерля, развивая идею генетической феноменологии.
    Работа “Философия. Ее проблема и ее проблемы” (Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme, 1921) систематически излагает философию Наторпа. Мышление понимается как процесс, а бытие — как функция мышления. Однако вместе с тем постижение конкретных проблем жизни начинает замещать описание трансцендентального конституирования наук.
    Соч.: Kants Begrundung der Ethik. В., 1877; Descartes Erkenntnistherie. Eine Sludie zur Vorgeschichte des Kritizismus. Marburg, 1882; Platos Ideenlehre. Eine Einfuhrung in den Idealismus. B., 1903; Logik. Marburg, 1904; Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Gott., 1911; Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. Tub., 1921; Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Lpz.—B., 1921; Philosphie und Padagogik. Marburg, 1923; в рус. пер.: Кант и марбургская школа.— В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1913, сб. IV. Лит.: CassircrE. Natorp Р.- in: “Kantstudien”, Bd. 30, 1925, Hf. 4/4, S. 273—299; Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1155
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • История как проблема логики
  • как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • Плюрализм как модель познания
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь