ЛЕВКИПП


ЛЕВКИПП
        , др.-греч. философ. Основоположник атомистики, учитель и друг Демокрита. О жизни Л. ничего неизвестно; местом его рождения различные источники называют Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его соч. «Большой диакосмос» и «О разуме», от второго до нас дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Л. создал своё учение, пытаясь примирить аргументы элейской школы о невозможности движения с данными чувств. опыта. В отличие от Парменида, допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы бытия (атомы). Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от друга лишь величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и сцепляясь друг с другом, атомы образуют многообразные вещи.
        Детали космогонич. концепции Л. сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте, бесчисл. множества атомов порождают вихри, из которых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как бы оболочкой, препятствующей отд. атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы разделяются по принципу «подобное стремится к подобному»: более крупные из них собираются в середине и образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Некоторые скопления атомов воспламеняются из-за скорости движения — так возникают видимые нами небесные светила. Процесс космообразования, как и всё, что совершается в мире, закономерен и подчинён необходимости. В остальном взгляды Л. практически неотделимы от дальнейшего развития атомистики в трудах Демокрита.
        Уже в древности ставился вопрос о реальности Л. По свидетельству Диогена Лаэртия, Эпикур утверждал, что никакого философа Л. вообще не было. В силу этого нем. филолог Э. Роде выдвинул в 1879 тезис о том, что Л. был фиктивным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным противником её был Г. Дильс; в настоящее время эта гипотеза отвергается большинством исследователей. ? р а г м е н т ы: DK II, 70—81.
        Рожанский И. Д., Анаксагор, М., 1972, с. 161—64; Bokovnev P., Die LeukippFrage. Ein Beitrag zur Forschung nach der historischen Stellung der Atomistik, Dorpat, 1911.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЛЕВКИПП
ЛЕВКИПП из Абдеры или Милета (5 в. до Р.Х.) – греч. философ; современник и предполагаемый учитель Демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики; однако жизнь и соч. Левкиппа не были известны уже в древности, и сегодня мы о нем почти ничего не знаем.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛЕВКИПП
(?????????) из Элеи или из М и л е т а (предположительно 500–440 гг. до н.э.) – древнегреч. философ, впервые выдвинувший атомистич. учение. Биографич. сведения о Л. весьма скудны. Известно лишь, что Л. был современником Парменида, Зенона Элейского, Эмпедокла, Анаксагора и учителем Демокрита. Диоген Лаэртский (X 13; рус. пер., Maковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946, с. 200) утверждает, что якобы Эпикур вообще отрицал существование философа Левкиппа, однако в Геркуланском папирусе (Pap. Here. 1005, fr. 24; по Маковельскому, с. 200) Филодем приводит отрывок из Эпикура, где Эпикур упоминает как Л., так и Демокрита. Не исключено, что Л. ограничивался лишь устным изложением своего учения. Аристотель, Теофраст и др. античные авторы даже излагали нек-рые различия между учением Л. и учением Демокрита; Л. приписывают авторство соч. "Великий диакосмос" (см. Диакосмос) и "Об уме". Соч. Л. и Демокрита уже в 4 в. до н.э. объединены и позднее названы Corpus Democriteum, что существ. образом затрудняет четкое разграничение левкипповского и демокритовского учений.
Л. слушал Зенона Элейского, но не стал последователем его философии, а продолжал материалистич. традицию ионийской школы и создал собств. атомистич. филос. систему. Он утверждал, что в основе Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а "бесконечное число всегда движущихся элементов и бесконечное множество форм их..." (Симпликий, Phys., 28, 4; по Маковельскому, с. 202), что небытие, абсолютная пустота, не менее реальна, чем тело, и что все существующее совершается в силу естеств. необходимости, определяемой им как причинность. Так, в соч. "Об уме", как сообщает Аэций, Л. говорил: "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости" (1 25, 4; по Маковельскому, с. 208). Из форм самая подвижная – сферическая, утверждал Л., связывая характер первичного движения атомов с формой. Бесконечное разнообразие форм и величин атомов является основанием различной скорости движения атомов, движущихся во всевозможных направлениях. Скапливаясь в одном месте, атомы образуют вихрь, из к-рого возникает мир. "Великая пустота" содержит бесконечное число миров, постоянно возникающих и разрушающихся.
Вместе с Эмпедоклом и Анаксагором Л. было создано в середине V в. до н.э. новое направление, к-рое, в отличие от предшествующей философии, учило о множественности элементов Вселенной.
В то же время учение Л. оказало известное влияние на воззрения Эмпедокла и Анаксагора, а также Мелисса, Диогена Аполлонийского и Экфанта и легло в основу атомистич. теории Демокрита. Однако, в отличие от учения Демокрита, метод Л. более умозрителен, а круг рассматриваемых вопросов более ограничен.
В 1879 Эрнст Роде ("Отношения основателей атеистич. материализма греч. филос. Левкиппа и Демокрита" – Е. Rhode, Uber Leukipp, в кн.: Verhandlungen der 34. Versammlung Deutscher Philologen, und Schulmanner in Trier vom 24. bis 27. Sept. 1879, 1880) вновь поднял т.н. "Левкиппов вопрос", пытаясь поставить под сомнение историч. достоверность личности философа. Роде поддержали Наторп, П. Таннери, В. Нестле и др. С обоснованием достоверности личности Л. выступили Дильс, Э. Целлер, Гомперц, Маковельский и др.
Фрагменты: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, griechisch und deutsch, hrsg. von W, Kranz, Bd 2, 8 Aufl., В., 1956; AlfieriV. ?., Gli atomisti, [Bari ], 1936.
Лит.: История философии, т. 1, [M. ], 1940, с. 94–98 и др.. (см. Указат.); Маковельский А. О., Левкипп, "Изв. пед. фак-та Азерб. гос. ун-та", 1925, т. 4–5; его же, Материализм в древности, там же, 1928, т. 13 (имеется отд. оттиск); Vilbоrg E., Achilles Tatius. Leucippe and Clitophon. A commentary by E. Vilborg, Stockh. [a. o. ], 1962.
В. Тимошенко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛЕВКИПП
    ЛЕВКИПП (?????????) (5 в. до н. э.) — древнегреческий философ. Основоположник атомистики, учитель и ?{??[ Демокрита. О жизни Левкиппа ничего не известно; местом его рождения различные источники называют Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его сочинения “Большой диакосмос” и “О разуме”, от второго до нас дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Левкипп создал свое учение, пытаясь примирить аргументы элейской школы о невозможности движения с данными чувственного опыта. В отличие от Парменида он допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы бытия (атомы). Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от друга лишь величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и сцепляясь друг с другом, атомы образуют многообразные вещи.
    Детали космогонической концепции Левкиппа сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте, бесчисленные множества атомов порождают вихри, из которых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как бы оболочкой, препятствующей отдельным атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы разделяются по принципу “подобное стремится к подобному”: более крупные из них собираются в середине и образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Некоторые скопления атомов воспламеняются из-за скорости движения — так возникают видимые нами небесные светила. Процесс космообразования, как и все, что совершается в мире, закономерен и подчинен необходимости. В остальном взгляды Левкиппа практически неотделимы от дальнейшего развития атомистики в трудах Демокрита.
    Уже в древности ставился вопрос о реальности Левкиппа. По свидетельству Диогена Лаэртия, Эпикур утверждал, что никакого философа Левкиппа вообще не было. В силу этого немецкий филолог Э. Роде выдвинул в 1879 тезис о том, что Левкипп был фиктивным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным противником ее был Г. Дильс; эта гипотеза отвергается большинством современных исследователей. Фрагм.:ОК II, 70-81.
    Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1972,с. 161—64; Bokovnev P. Die Leukipp-Frage. Ein Beitrag zur Forschling nach der historischen Stellung der Atomistik. Dorpat, 1911.
    И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    философ


Просмотров: 1501
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • движения глаз
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • Как делать вещи при помощи слов
  • координация движения
  • ЛЕВКИПП
  • ЛЕВКИПП
  • ЛЕВКИПП
  • ЛЕВКИПП
  • Левкиппа
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • Насильственные движения
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • психическое как процесс
  • Роде, Франц
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • учение о середине
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь