КСЕНОФОНТ


КСЕНОФОНТ
(Xenophon)
(род. ок. 450 – ум. 354 до Р. X.) – древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении. В «Киропедии» – своего рода тенденциозном историческом романе, описывающем жизнедеятельность персид. царя Кира Старшего, – он изображает идеал властителя, связывая философские учения с реальным пониманием политических отношений на Востоке. После него остались также «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» (см.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М., 1935), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произв. Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КСЕНОФОНТ
А ф и н с к и й (???????) (р. ок. 430 – ум. в 50-х гг. 4 в. до н.э.) – др.-греч. стратег, писатель, ученик Сократа, излагавший его учение. Из произведений К. к философии имеют отношение: "Воспоминания о Сократе", "Апология Сократа", "Киропедия", "Пир", отчасти "Гиерон" и "Агесилай". Если считать, что приписываемые им Сократу взгляды принадлежат также и ему самому (что вовсе не так уж очевидно), то "Воспоминания" дают обильный материал по диалектике (определение общих понятий) и по этике, к-рая и у него и у Сократа возникает на месте прежней натурфилософии. Этика понимается у них как учение о добродетели, а добродетель – как знание о правилах поведения, так что знание и добродетель неразделимы (Memor. III 9, 5). Добродетели ведут к благу, заключающемуся в пользе (там же, IV 6, 9) и в счастье жизни, в к-рое входят и физич. здоровье, и науки, и иск-ва, и дружба, и гражд. деятельность, и благочестие. Др. обширная область филос. интересов К. – это социальная жизнь, где у него весьма заметна постоянная склонность к аристократич. и даже монархич. образу мышления. В этом отношении он выступал как деятель кануна эллинизма и военно-монархич. идеологии, как представитель культа сильной личности (идеализация Кира Старшего и Младшего, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона и др.), ввиду чего он был вынужден покинуть демократич. Афины и скитаться до тех пор, пока не получил приют под покровительством аристократии Спарты.
Соч.: [Works, ? 1–3 ], Camb (Mass.), 1947–50; в рус. пер. – Сократич., соч., М.–Л., 1935.
Лит.: Бабст, Политич. идеалы Исократа и Ксенофонта, в сб.: История Греции со времени Пелопоннесской войны, пер. под ред. Н. Н. Шамонина и Д. М. Петрушевского, вып. 1, М., 1896; Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; Croiset A., Xenophon. Son caractere et son talent, P., 1873; Sofro G., ????? und ????? in X's Anabasis, "Hermes", 1899, Bd 34, S. 568–89; Kalinka E., Zu Xenophons Leben und Schriften, W., 1905; Friederici E., Das persische Idealheer der Cyropadie, В., 1909 (Diss.); Scharr ?., Xenophon's Staatsund Gesellschaftsideal und seine Zeit, Halle, 1919 (Diss.); Luccioni J., Les idees politiques et sociales de Xenophon, P., 1946 (These).
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КСЕНОФОНТ
    КСЕНОФОНТ (???????) из Афин (ок. 445, Афины— ок. 355 до н. э., Коринф) — ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный. Автор “Воспоминаний о Сократе” и других сократических сочинений — наряду с диалогами Платона нашего основного источника о жизни и учении Сократа.
    Знакомство молодого аристократа Ксенофонта и беднякафилософа Сократа произошло, вероятно, на поле боя: в 424, принимая участие в битве при Делии, Ксенофонт во время отступления упал с коня и был спасен пешим воином Сокра
    том (Strab. Geogr. IX, 403, Diog. L. II, 5, 22). Летом 401 Ксенофонт в качестве наемника принял участие в экспедиции персидского царевича Кира Младшего (историю этого похода и трудного возвращения греков после поражения он потом опишет в “Анабасисе”). Уехав из Афин, Ксенофонт больше Сократа не видел, и только по рассказам мог судить о событиях, связанных с его казнью. Между расставанием и написанием сократических сочинений пройдет ок. 20 лет, заполненных военной службой: зима 400/399 — у фракийского царя Севфа, во время Коринфской войны 394—387 — у спартанского царя Агесилая, своего друга и покровителя. За военную службу у спартанцев Ксенофонт был вознагражден домом и земельным наделом в Скиллунте (в Элиде), где на досуге он и начал составлять свои знаменитые литературные произведения, ставшие классикой греческой прозы: “Анабасис”, “Воспоминания о Сократе” и “Апологию Сократа”, “Пир” и “Экономик” (“Домострой”). В 371 элейцы овладели Скиллунтом и Ксенофонт бежал в Коринф, где завершил политическую утопию “Воспитание Кира” — жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства, “Ipeческую историю”, “Похвальное слово Агесилаю”, “Лакедемонскую политию”, “Гиерон, или Жизнь тирана” — философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский; “Об обязанностях гиппарха”, “О всадническом искусстве”, “О доходах” (точно датировано 355). Относительная хронология сочинений Ксенофонта — предмет дискуссионный.
    Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как морального учителя, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий Сократа). Обычный довод против Ксенофонта в пользу Платона: будучи в философии дилетантом, Ксенофонт мог не заметить самое важное в учении Сократа. В пользу Ксенофонта: не будучи оригинальным мыслителем, он, вероятно, без прикрас изложил все, чтопомнил, в то время как гениальный Платон вложил в уста Сократа собственное философское учение. Между тем сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию “сократических диалогов”, развивавшуюся к началу его литературного творчества не менее 15—20 лет (“Апология Сократа” и сократический диалог “Экономик” описывают Сократа в 400 и 399, когда сам Ксенофонт воевал далеко от Афин и не мог быть свидетелем этих событий). Наибольшее значение для него имели диалоги Антисфена, Эсхина и Платона. Антисфен для Ксенофонта особенно важен; последний делает его персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих “Воспоминаниях” — ср. Mem. 12,1, где Ксенофонт описывает Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей — “воздержности” (?????????), “выносливости” (????????) и “самодостаточности” (?????????). Ксенофонт, безусловно, использовал платоновские диалоги (“Лахет”, “Пир”, “Федр”, “Теэтет” и др.), причем характерны вносимые им изменения в заимствованные у Платона темы, напр.. Plat. Symp. 210a— любовь к красивым телам (юношей) как первая ступень философского эроса; Хеп. Symp. VIII — безусловное осуждение этого вида телесной любви; Хеп. Mem. IV 5 — о диалектике как способности “воздержных” (=счастливых) людей различать дурное от хорошего и быть успешными в политике, в отличие от диалектики у Платона как доступной истинному философу способности “различать по родам и видам” и “определять сущность каждой вещи” (Resp. VII 534b). Сократова диалектика понятий изображается у Ксенофонта лишь однажды (см. Mem. IV 6,1—11, о благочестии и справедливости) — этот консенсус Ксенофонта и Платона обычно принимали за критерий исторической истинности. Однако более разумно, с учетом сравнения текстов, предположить, что Ксенофонт здесь полностью зависим от Платона и не может рассматриваться как надежный свидетель о характере бесед исторического Сократа (ср. Kahn, 1996, р. 79; Patzer, 1987, p. 438-42).
    Соч.: Xenophontis Opera, ed. E. C. Marchant. Oxf., 1900-1904; Xenophon, greek and engl. by W. Miller et alii, vol. 1—7. Cambr. (Mass.), 1960—68; в рус. пер.: Сократические соч., вступ. ст. и пер. С. И. Соболевского. M., I935; 2-е изд. СПб., 1993; Киропедия, пер. и прим. В. Г. Боруховича и Э. Д. Фролова. М., 1977.
    Лит.: Breitenbach ff. R. Xenophon von Athen. Stuttg., 1966; Strauss L. Xenophon's Socrates. Ithaca, 1972; PalvrA. (ed.) Der historische Socrates. Darmstadt, 1987; Vander Waerdt P. (ed.) Socratic Justice and Self Sufficiency. — “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 1993, 11, p. 1—48; Idem. The Socratic Movement. Ithaca, 1994; Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue: The Philosophical Use of A Literary Form. Cambr. (Mass.), 1996; Bibliography of Editions, Translations and Commentary n Xenophon's Socratic Writings, by D. R. Morrison, 1988; Index Socraticorum Xenophontis operum, conscrip. A. R. Lopez et F. M. Garcia. Hildesheim, 1995.
    M. А. Солопова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    имя, историк


Просмотров: 1328
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Ксенофонт
  • КСЕНОФОНТ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь