ДИНГЛЕР


ДИНГЛЕР
(Dingler)
Гуго (род. 7 авг. 1881, Мюнхен – ум. 29 июня 1954, там же) – нем. философ; в 1920 – 1932 т- профессор в Мюнхене, в 1932 – 1934 – в Дармштадте; ученик Эрнста Маха. Человеческое стремление к познанию Динглер определяет как основу самоутверждения метафизики и, исходя из этого, пытается выработать теоретические основы естественных наук и создания точнейших физических измерительных приборов. По Динглеру, осн. законы механики имеют идеальную природу. Осн. произв.: «Grundlagen der Physik», 1919; «Der zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie», 1926; «Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten», 1929; «Philosophie der Logik und Arithmetik», 1931; «Die Methode der Physik», 1938; «Von der Tierseele zur Menschenseele», 1941; «GrundriЯ der methodischen Philosophie», 1949; «Das physikalische Weltbild», 1951.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ДИНГЛЕР
(Dingler), Хуго (7 июля 1881 – 29 июня 1954) – нем. философ-идеалист. Проф. Мюнхенского ун-та (с 1920), Высшего технич. училища в Дармштадте (с 1932). Занимался в основном т.н. философией науки (в особенности философией математики и физики), такими ее проблемами, как: значение науки, ее границы и цели, методы физики, логич. основы эксперимента в математич. и физич. науках, значение эвклидовой геометрии как особой формы интерпретации пространства, филос. смысл теории относительности, связь истории естеств. наук с историей философии и т.п. Д. отверг сенсуалистич. теории познания. Пользуясь старым идеалистич. софизмом, он утверждал, что познаваемые благодаря органам чувств вещи и явления "уже есть логические конструкции" и поэтому не могут быть исходным пунктом для теории науч. знания (см. "Physik und Hypothese. Versuch einer induktiven Wissenschaftslehre nebst einer kritischen Analyse der Fundamente der Relativitatstheorie", В.–Lpz., 1921, S. 122). Анализируя логич. структуру эксперимента, Д. приходит к идеалистич. выводу, что в нем действуют, определяя заранее его ход и характер, априорные идеи, к-рые являются будто бы чистыми созданиями мышления. Эта кантианская по сути дела интерпретация математич. и физич. понятий у Д. переходит в субъективный идеализм волюнтаристского толка, поскольку он заявляет, что первичным по отношению к мышлению и науке является активная воля исследователя, лежащая в основе как "материальных", так и "идеальных" моментов эксперимента: "естественные законы", по Д., это "данное", обусловленное нашей собственной "объясняющей волей" ("Die Grundfrage der Physik. Synthetische Prinzipien der mathematischen Naturphilosophie", В.–Lpz., 1923, S. 293). Пытаясь, однако, избежать обвинения в субъективном идеализме и волюнтаризме, Д. утверждал, что его волюнтаризм является не "метафизическим", не "онтологическим", а лишь "методическим" (т.е. ограничивается лишь проблемами метода, к-рый не касается якобы вопроса о природе вещей самих по себе"). С этих позиций Д. критиковал махизм, а также теорию относительности (за их "эмпиризм"). Свою философию в целом Д. называл "методической"; ее высшей задачей считал познание сущности бога, а гл. целью человека – истинное согласие с богом и ближними.
Соч.: Grenzen und Ziele der Wissenschaft, Lpz., 1910; Das Experiment. Sein Wesen und seine Geschichte, Munch., 1928; Die Grundlagen der angewandten Geometrie. Eine Untersuchung uber den Zusammenhang zwischen Theorie und Erfahrung in den exakten Wissenschaften, Lpz., 1911; Das Prinzip der logischen Unabhangigkeit in der Mathematik, zugleich als Einfuhrung in die Axiomatik, Munch., 1915; Relativitatstheorie und Okonomieprinzip, Lpz., 1922; Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Die Methode der Physik, Munch., 1938.
Лит.: Benini G. [u. a.]. Hugo Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag, Munch., [1956]; Krampf W., Die Philosophie Hugo Dinglers, Munch., [1955].
Н. Мотрошилова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ДИНГЛЕР
    ДИНГЛЕР (Dingler) Гуго (7 июля 1881, Мюнхен-29 июня 1954, там же)—немецкий философ, теоретик науки, математик. Учился в университетах Эрлангена, Мюнхена, в Гёттингене слушал лекции Ф. Клейна, Д. Гильберта и Э. Гуссерля. В 1920—32—экстраординарный профессор Мюнхенского университета, в 1932—34—ординарный профессор Высшего технического училища в Дармштадте. После увольнения (из-за интриг) был внештатным преподавателем в Мюнхене. После 1945 ему было запрещено преподавать и публиковаться; реабилитирован незадолго до смерти. В своей “методической философии” Динглер ставит задачу методического обоснования точных наук (геометрии, арифметики, физики). Эта программа осуществляется в ходе построения “однозначно-методической системы”, которая должна сделать возможным последовательное “духовное и прикладное овладение” природной действительностью. Для решения проблемы обоснования Динглер выдвигает на первый план целеустремленные нормированные действия (операционализм), которые позволяют соотнести чистое и эмпирическое в практике, руководствующейся идеальными требованиями, с “идеальным” планом. Объективность наук в целом зиждется на объективной реализации идеальных форм и постоянном наличии индивидов, ставящих одни и те же цели.
    В основание геометрии кладется идеальная констатация геометрических форм (плоскость, прямая и т. д.), которые оказываются требованиями к процедуре изготовления предметов и из которых выводятся все “аксиомы” Евклида (“Die Grundlagen der Geometrie”. Stuttg., 1933, S. 5). В свою очередь реализация идей чисел составляет основу натурального ряда арифметики. В методическом обосновании физики центральное место занимает неэмпирическая теория измерения, разрабатываемая в книге “Эксперимент” (Das Experiment. Munch., 1928). Динглер исследует априорную сторону эксперимента, формулируя новый вид априори, отличный от кантовского,—“априори изготовления”. Так, экспериментальные приборы суть не что иное, как реализации однозначных идей во внешнем мире, гарантирующие интерсубъективную значимость научных результатов. Считая, что человеческая практика обеспечивает истинность только Евклидовой геометрии, определяющей все процедуры измерения в физике, Динглер последовательно опровергал теорию относительности А. Эйнштейна, который исходил именно из неевклидовой геометрии. Точная наука, или наука как таковая, в своем целеполагании стремится к абсолютной достоверности (Sicherheit), выступающей в форме непосредственно достоверных положений, или высказываний, которые суть непосредственные “высказывания воли” (Willensaussagen). Динглер вводит понятие “активная воля” и утверждает необходимость “методического волюнтаризма”. Обосновывающая самое себя воля есть некая дологическая реальность, которая не является ни метафизическим началом в шопенгауэровском смысле, ни предметом психологии. Скорее, воля есть теоретико-познавательный принцип, который играет главную роль в построении системы: он определяет весь “прагматический порядок” научных конструкций, являясь последним фундаментом значимости научного знания.
    Динглер выступил в жесткой оппозиции к представителям “естественно-научной философии” неокантианства (напр., к Э. Кассиреру). Свойственный им “математизм”, или “эмпирический матричный априоризм”, согласно Динглеру, подменяет опыт пустой теорией (“мысленными матрицами”), превращая природу в “облако чисел” и лишая науку всякого отношения к действительности. Эта полемика, в частности, нашла свое выражение в главном философском труде Динглера “Крушение науки и примат философии” (Der Zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie. Munch., 1926). В книге шла речь о возвращении философии примата перед частными науками, утраченного ею в нач. 19 в. Только философия способна пробиться к подлинным началам рационального познания действительности и заложить прочную основу для системы точной науки.
    Некоторые существенные пункты операционализма Динглера были восприняты и пересмотрены у его последователей П. Лоренцена и П. Яниха, разработавших концепцию конструктивного обоснования логики и математики. Однако они отвергли важное для Динглера понятие “абсолютной науки” и связанную с ним программу “последнего обоснования”. Соч.: Die Grundlagen der angewandten Geometrie. Lpz., 1911; Die Grundlagen der Physik. B.—Lpz., 1919; Physik und Hypothese. B.— Lpz., 1921; Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten. Munch., 1929; Das System. Munch., 1930; Philosophie der Logik und Arithmetik. Munch., 1931; Das Handeln im Sinne des hochsten Zieles. Munch., 1935; Die Methode der Physik. Munch., 1938; Die Ergreifung des Wirklichen. Munch... 1955; Aufbau der exakten Fundamentalwissenschan. Munch., 1964. Aufsatze zur Methodik. Hamb., 1987; Эксперимент. Его сущность и история.—“ВФ”, 1997, № 12. Лит.; Krampf W. Die Philosophie H. Dinglers. Muneh., 1955; H. Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag. Munch., 1956; Sanbom H. C. Dingler's Methodical Philosophy.—“Methodes”, 1952, N 4; Wller J. Relativitat und Eindeutigkeit. Meisenheim, 1973.
    А. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 641
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • DAS MAN
  • Gemeinschaft und Gesellschaft
  • Jenseits von Gut und Bose
  • Klages L. Handschrift Und Charakter
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • Науковедение как точная наука
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
  • Энциклопедия философских наук
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь