ВИВЕС


ВИВЕС
        (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия,—6.5. 1540, Брюгге), исп. философ, гуманист и педагог. Проф. в университетах Лувена и Оксфорда. Автор ок. 60 работ на лат. яз. Выл в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Мором. Изгнан Генрихом VIII из Англии, жил в Брюгге (Бельгия). Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредств. наблюдении и эксперименте, В. во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. В. проложил новые пути в психологии («О душе и жизни», «De anima et vita», 1538) и педагогике, считая главным вопрос не о том, что есть душа, а каковы её проявления. Обстоятельно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природе памяти. В. оказал влияние на Я. А. Коменского, а также на педагогич. теорию И. Лойолы. Дальнейшее развитие идеи В. получили в творчестве исп. философа-материалиста Уарте.
        Obras completas, t. 1—2, Madrid, 1947—48.
        История философии, т. l, M., 1U57, с. 308—10; M a r a u o n G., Lufs Vives, Madrid, 1942; UrmenetaF. de, La doctrina psicologica у pedagogica de Luis Vives, Barcelona, 1949.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ВИВЕС
(Vives)
Хуан Луис (род. 6 марта 1492, Валенсия – ум. 6 мая 1540, Брюгге) – исп. философ-гуманист и педагог; был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. психологическом соч. «De anima et vita» (1538; «О душе и жизни») выдвинул требование: нужно стремиться исследовать не то. что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес считается «отцом новой эмпирической психологии». Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии («De unitiis, sectis et laudibus philosophae», 1518). Был противником схоластики и сторонником эмпиризма – непосредственного наблюдения и эксперимента. Его педагогические идеи оказали влияние на Я. А. Коменского и А. Лойолу.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ВИВЕС
(Vives), Хуан Луис (6 марта 1492 – 6 мая 1540) – исп. философ, просветитель и гуманист. Учился в своем родном городе – Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 – проф. лит-ры ун-та в Лувене, получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и др. гуманитарные науки. Им написано около 60 работ на лат. яз. В. поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.
В. был типичным философом Возрождения. Его филос. идеи, в к-рых переплетались материалистич. и религ. тенденции, были направлены против религ. схоластики. В вопросе о взаимоотношении науки и религии В., преодолевая теорию "двойственной истины", определял философию как "знание о божественных и человеческих делах" (Obras completas, Madrid, 1947–48, t. 1, p. 567) и считал теологию лишь частью философии.
Наибольшее значение имели гносеологич. работы В., в к-рых он во многом предварял и подготавливал опытный метод Ф. Бэкона. В соч. "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538), "О науках" ("De disciplinis", 1531), "О cпорах" ("De disputatione", 1531), "Против псевдодиалектиков" ("Adversus pseudodialecticos", [1519]) и др. В. исходил из необходимости заменить преклонение перед авторитетами логич. доказательством, веру – знанием. В. критиковал основы теории познания Платона и теорию врожденных идей. Он отвергал релятивизм Протагора и высказывания софистов, к-рые, по его мнению, "не стремятся к истине" (Obras completas, t. 2, p. 838). О ср.-век. схоластах В. писал, что их силлогизмы подобны "настоящим головоломкам" (там же, р. 295), и отвергал псевдонауки – магию, астрологию и др. (там же, р. 352). Ощущения он называл "дверьми к познанию" (там же, р. 1064–65) и "первыми учителями человека" (там же, р. 1207), полагая, что они дают знание о явлении; сущность же познается с помощью разума. Утверждение связи чувств, и разумного познания подводило В. к идее рефлекса (там же, р. 1167). Мышление он рассматривал как атрибут бессмертной души человека, действиям к-рой пытался дать физиологическое истолкование. Познание, по В., должно опираться на опыт. Он писал, что "трудовой опыт постепенно осветил разные искусства" и что духовная деятельность человека "питается трудом" (там же, р. 344). Однако в целом опыт, по В., – это процесс пассивного созерцания природы. В. считал математич. метод "наиболее верным" (там же, t. 1, р. 567) и отличал "поспешную" и "примитивную" индукцию от подлинно научной, к-рую он называл "аргументацией согласно природе" (там же, t. 2, р. 834).
Учение В. о л о г и к е изложено в его работе "Средства вероятного" ("De instrumento probabilitatis"). В. стремился превратить логику из орудия риторич. споров в орудие приращения человеч. знаний. По В., категории и формы мысли должны отражать объективную действительность. В. требовал, чтобы в мышлении не было противоречий. От "естественных" суждений В. отличал "искусственные", или "произвольные", не соответствующие истине.
Учение В. о первоначалах мира связано еще со ср.-век. филос. традицией. Оно изложено в его работе "Первая философия, или Внутренняя деятельность природы" ("De prima philosophia...", 1531). В. писал, что "Материя покоится в глубине всех вещей" (Obras completas, t. 2, p. 1177). Материя, по В., является инертной, пассивной массой, обладающей протяженностью. Теоретически она делима до бесконечности, хотя на практике пределом служит ограниченность органов чувств и орудий человека. Форму вещей В. определял как сущностную силу, действующую на материю и определяющую качества вещей и в то же время имманентную ей. Бог является, по В., "первопричиной, основой, источником, началом, главой всех вещей" (там же, р. 1104); он создал материю и наделил ее силой форм. Бог осуществляет свое постоянное руководство миром с помощью духовных сил, принимающих форму ангелов и душ. В. не занимался вопросами теологии и считал, что бог "окружен темнотой и мраком" (там же, р. 1057), преодоление к-рых познанию недоступно.
В. определял н е о б х о д и м о с т ь как то, что "не может существовать иначе, чем оно существует" (там же, р. 1095), возможность – как внутренне присущее вещам напряжение, "динамизм и потенция" (там же, р. 988). По В., в природе все причинно обусловлено, причины и следствия взаимно связаны между собой. В. допускал существование причины "цели", заложенной в вещах богом. В то же время он стремился объяснить движение "естественными" причинами и считал действия духов "трудно объяснимыми" (там же, р. 1116). Отрицая существование внутр. противоречий, В., в конце концов, ссылался на бога как на источник движения.
В. заложил основы новой, гуманистич. п е д а г о г и к и , считая ее наукой о всестороннем воспитании человеч. личности, основанном на проявлении и развитии природных дарований людей. В. утверждал, что преподавание должно следовать от простого к сложному, быть наглядным и ясным.
Учение В. о м о р а л и изложено в работах "Об умиротворении" ("De pacificatione", 1529), "О согласии и раздорах человеческого рода" ("De Concordia et Discordia in humano genere", 1529) и др. Просвещение людей является, по В., условием их нравств. поведения. Стремление человека к добру и миру – "естественное" влечение, соответствующее его природе. В. считал интересы общества – высшими; им должны подчиняться частные интересы. Он допускал возможность того, что именно люди, к-рые "ничем не обладают", могут с наибольшим успехом способствовать умиротворению общества (Obras completas, t. 2, p. 261). Этика В., клеймившая человеч. пороки и утверждавшая жизнь, творч. познание мира и стремление к человеч. счастью, нередко освящена именем бога. Счастье, по В., возможно лишь в обществе, построенном на принципах справедливости. В. полагал, что во главе общества должен стоять просвещ. монарх, обязанный служить интересам "человеческой массы" (там же, р. 214). Он допускал неповиновение народа королю, если король отказывается от исполнения своих обязанностей, и высказывался против режима террора и насилия (там же, р. 78). В работе "Об общности благ" ("De communione rerum", 1535) В. оправдывал экономич. неравенство между людьми различием в их дарованиях и потребностях. Одновременно В. требовал, чтобы "каждый получал то, в чем он нуждается" (Obras completas, t. 1, p. 1422).
Непосредств. развитие философия В. получила в творчестве исп. философа-материалиста X. Уарте.
Соч.: Путеводитель к премудрости, пер. с лат., СПБ, 1768.
Лит.: Александров Г., Из истории испанской философии, "Под знаменем марксизма", 1939, No 2; История философии, т. 1, М., 1957, с. 308–10; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 268; Ланге ?. ?., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, Киев–Харьков, [1899–1900]; Вonilla y san Martin ?., Luis Vives y la filosofia del renacimiento..., 2 ed., v. 1–3, Madrid, 1929; Maranon G., Luis Vives, Madrid, 1942; Ortega y Gasset J., Obras completas, 2 ed., t. 5, Madrid, 1947; Xirau J., El pensamiento vivo de Juan Luis Vives, Buenos Aires, 1944; Urmeneta F. de, La doctrine psicologica y pedagogica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Menendez Pelayo M., La filosofia espanola, Madrid, 1955.
Д. Претель. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ВИВЕС
    ВИВЕС Хуан Луис (Vives) (6 марта 1492, Валенсия ? мая 1540, Брухос) — испанский философ, просветитель, гуманист. Учился в Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520—профессор литературы университета в Лувене. Получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и другие гуманитарные дисциплины. Автор более 60 работ на латинском языке. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором, с которым его связывала и личная дружба.
    Определяя философию как знание о божественных и человеческих делах, Вивес считал теологию лишь частью философии. В Сочинениях “Против псевдодиалектиков” (Adversus pseudodialecticos, 1519), “О науках” (De disciplinis, 1531), “О спорах” (De disputatione, 1531) критиковал схоластику, во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Отвергая теорию врожденных идей, основой знания считал ощущения, сущность же вещей познается разумом. В работе “О душе и жизни” (De anima et vita, 1538) считал главным вопрос не о том, что есть душа, но каковы ее проявления и действия, постигаемые посредством опытного наблюдения. Сформулировал принцип ассоциации идей, разрабатывал теорию аффектов. Учение Вивеса о форме и материи, о Боге как первопричине и основе мира изложено в его работе “Первая философия...” (De prima philosophia.., 1531). Автор работ по логике (“Средства вероятного”. De insrtumento probabilitatis), по проблемам морали. Оказал влияние на Я. А. Каменского, на педагогическую теорию И. Лойолы.
    Соч.: Obras completas. Comentarios, notas, y ensayo biobibliografico por Lorenzo Riber. Madrid, 1947—48.
    Лит.: Montegii В. Filosofia del humanismo de Juan Luis Vives. Madrid, 1961; Pinera H. Luis 'Vives. El pensamiento espanol de los siglos XVI— XVII. N.-Y., 1970; Calera Fr. Europa en el pensamiento de Luis Vives. Valencia, 1987; Abellan J. La gran figura del Renacimiento filosofico.— Historia critica del pensamiento espanol. Madrid, 1992, t. 2.
    M. A. Бургете

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1256
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Вивес (Vives) Хуан Луис
  • Вивес Хуан Луис
  • Вивес Хуан Луис / Vives, Juan Luis
  • ВИВЕС ХУАН-ЛУИС
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • Идли (там.)
  • История как проблема логики
  • красота как методологический принцип познания
  • Монография как жанр научной литературы
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь