БХАГАВАДГИТА


БХАГАВАДГИТА
(санскр. Bhagavadgita — «Песнь Господина мира») — авторитетнейший и популярнейший памятник индуизма, сочетающий многообразие идей с силой художественной экспрессии, включенный в корпус «Махабхараты» и содержащий 18 глав и более 700 стихов. «Б.» складывалась, вероятно, постепенно, но основное ее ядро восходит, видимо, к кон. I тыс. до н.э. — раннему этапу становления культа Кришны (главного воплощения Вишну) — и построена в виде диалога Кришны с героем Пандавов Арджуной. Мировоззренческое содержание «Б.» можно охарактеризовать как адаптацию монистического учения Упанишад к задачам индуистской «теософии»: Кришна является Атманом всех существ, пребывающим в их «сердце», их началом, концом и серединой, а Брахман — вместилищем того «семени», из которого он производит все сущее. В «Б.» принципы и ключевые понятия ранней санкхьи и йоги (двух из шести ортодоксальных систем инд. философии) переосмысливаются в контексте персонифицированного панэнтеизма. «Б.» как первый опыт широкой популяризации эзотерического наследия брахманизма выдвигает универсалистские принципы: каждый член индуистского общества должен следовать своей дхарме, и перед ним открыты три пути достижения высшей человеческой цели: «путь познания», соответствующий брахманическому гносису, «путь действия» — совершение предписанных действий ради самого предписания, а не ради «плодов», и «путь преданности» — эмоциональное «растворение» адепта в Божестве; этот путь объявляется наиболее эффективным. Установка на повышение конкурентоспособности индуизма перед лицом активной миссионерской деятельности буддизма представляется в «Б.» очевидной. На «Б.» составлены многочисленные комментарии, самый ранний принадлежал Шанкаре.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


БХАГАВАДГИТА
(санскр., букв. – божественная песнь) – религ.-филос. памятник древнеинд. эпоса. Представляет собой один из эпизодов 6-й книги Махабхараты, включает ок. 750 двустиший (шлок), разбитых на 18 глав. Возникновение Б. относится к 9–6 вв. до н.э. В Европе Б. впервые стала известна благодаря переводу ее на англ. язык Ч. Уилкинсом в 1785. На рус. яз. впервые переведена с англ. текста Н. Новиковым в 1788 под названием "Багуат-Гета, или Беседы Кришны с Аржуном". По форме Б. представляет собой беседу готовящегося вступить в битву военачальника Арджуны с богом Кришной. В начале битвы Арджуну вдруг охватывает сомнение в целесообразности этой братоубийств. бойни. Эта ситуация ставит перед ним ряд проблем этич. характера – о критериях правильного поведения, об ответственности человека за свои поступки, о целесообразности и смысле жизни. На помощь приходит бог Кришна, к-рый своими поучениями внушает Арджуне мысль о необходимости выполнения человеком своих обязанностей. Согласно поучениям Кришны, все в мире строго определено в соответствии с мировым космич. законом – дхармой, имеющим характер первичной духовной субстанции, формой проявления и существования к-рой являются все эмпирич. явления. Эта первичная субстанция наз. богом (под именами Брахмы, Вишну, Кришны и т.п.). Согласно Б., эмпирич. мир изменчив, преходящ и непостоянен – он не обладает истинным бытием; вечна, постоянна и истинна лишь одна духовная субстанция, к-рая лежит в основе человеч. души. Поэтому поведение человека определяется не им самим, а стоящим над ним законом. Истинная жизнь состоит в добровольном подчинении закону, выполнении всех его требований, определяемых обществом, т.е. кастовым положением человека. Поэтому нет никакого греха для воина Арджуны в убийстве своих ближних, ибо в данном случае он только выполняет обязанности своей касты кшатриев. Согласно Б., к богу ведет не самосозерцат. жизнь аскета, а бескорыстное и самоотверженное выполнение человеком своих обществ. обязанностей. Для обоснования своей этики Кришна выдвигает ряд религ.-филос. теорий, к-рые в своей основе базируются на принципах ранней санкхьи в теистич. интерпретации и практике йогизма.
Осн. проблематика Б. обусловлена характером соц.-экономич. жизни инд. общества периода крушения родового строя. С одной стороны, в этот период еще сохраняли свою силу убеждения первобытнообщинного строя, когда ответственность за жизнь членов рода была одним из осн. морально-этич. устоев; с другой стороны, распад родо-племенных связей и процесс образования классового общества приводил к необходимости нарушения норм и обычаев родового строя. Настаивая на необходимости для человека выполнения своих кастовых обязанностей, Б. объективно оправдывала классовое деление, существовавшее в специфич. для Индии форме кастового строя. Поэтому Б. всегда была одним из осн. идеологич. устоев индуизма. Однако в периоды подъема нац. самосознания передовые силы инд. народа широко использовали призыв Б. к активности, трактуемой как проповедь бескорыстного служения обществ. интересам, как осуждение широко распространенных в Индии теории и практики аскетизма, ведущего к отказу от служения обществу. Издание: Махабхарата. II. – Бхагавадгита. Буквальный и лит. пер., введение и примечания Б. Л. Смирнова, Ашхабад, 1956 (имеется библиогр. указатель – изд., пер. и лит. о Б.).
Н. Аникеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 263
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “БХАГАВАДГИТА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «БХАГАВАДГИТА»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • Битва под Адрианополем (1205)
  • бог как источник и гарант познания
  • БХАГАВАДГИТА
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Восприятие Человека Человеком
  • восприятие человека человеком
  • ВСЕ-ЖИЗНЬ
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ
  • Международное Общество Сознания Кришны
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • один будда — все будды
  • один суть все
  • ОДИССЕЙ 20 ПРИХОДИТ ПОД ВИДОМ СТРАННИКА В СВОЙ ДВОРЕЦ
  • Окольный путь убеждения
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • психическое как процесс
  • Своих си
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • У Кришны
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь