БУРИДАН


БУРИДАН
(Buridan) Жан (1300-1358) — фр. философ и логик, представитель поздней схоластики, ученик У. Оккама. Хотя в целом Б. все еще стоял на позициях схоластического аристотелизма, однако подверг критике аристотелевское понятие «целевая причина» и вообще учение о целесообразности в природе. Вопреки физике Аристотеля рассматривал вопрос о возможности движения тела в пустоте, подготавливая тем самым почву для постепенного формирования понятия инерции. В логике Б. осуществил подробный анализ непосредственных модальных умозаключений и разработал специфическую теорию устранения семантических антиномий, некоторые черты которой сохранились в семантике А. Тарского.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


БУРИДАН
(Buridan)
Жан (род. ок. 1300, Бетюн, Артуа – ум. ок. 1358) – франц. философ и физик, сторонник Уильяма Оккама. В 1327 и 1348 – ректор Парижского ун-та; представитель близкой к новой физике теории, в основе которой лежали понятия силы и инертности; пытался внести ясность в проблему свободы воли (см. "Буриданов осел»). Сторонник каузального, т.е. телеологического, доказательства бытия Бога (см. Доказательства бытия Бога).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


БУРИДАН
(Buridan), Жан (р. ок. 1300 – ум. ок. 1358) – франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на "факультете искусств" Париж. ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются "вопросами" к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15–17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в "Вопросах" к "Физике" Аристотеля).
Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример "буриданова осла", умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит.
Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942.
Лит.: История философии, т. 1, M., 1941, с. 478; Duhem P., Еtudes sur Leonard de Vinci, serie 1–3, P., 1906–13, то же, Brux., [1955]; Maier ?., Die Vorlauter Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; ee же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951; ?ngarden R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepcje nauki, в кн.: Studia i materialy z dziejow nauki polskiej, 1 [wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений P. Duhem'a); Faral E., Jean Buridan, maitre es arts de l'Universite de Paris, в его кн.: Histoire litteraire de la France, v. 38, P., 1949, отд. изд., Р., 1950.
В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


БУРИДАН
    БУРИДАН (Bundan, лат. Bundanus) Жан (ок. 1295, Бетён, Франция—ок. 1358)—средневековый логик и натурфилософ. Изучал философию в Париже у Оккама, затем магистр искусств Парижского университета, в 1328 и 1340—ректор университета. Большая часть его трудов—комментарии или вопросы к сочинениям Аристотеля. Известны также работы “О логическом следовании” (Consequentiae) и “Софизмы” (Sophismata).
    Продолжая традицию Оккама в логике, Буридан занимался анализом значений терминов и условий истинности высказываний. Определение научного знания Буридан расширил так, что в него вошло опытное естествознание. Он принимает аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, но проводит различие между посылками, необходимость которых определяется логическими критериями, и теми, которые можно назвать необходимыми в условном смысле: их очевидность основывается на опытных утверждениях. Принципам естественных наук Буридан приписывает очевидность и необходимость в условном смысле, отказываясь тем самым от схоластического положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой. Область физического знания, не претендующего на абсолютную необходимость, становится более независимой и от теологической критики, так как его относительный детерминизм не ограничивает свободы божественной воли.
    Учение Буридана о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом. Человек должен желать того, что представляется его разуму наибольшим благом, но воля свободна отложить выбор до тех пор, пока разум не достигнет большей ясности относительно ценности того, что предстоит выбору. Возникающая в этой ситуации проблема выбора между равными возможностями известна как проблема “Буриданова осла”, умирающего с голоду между двумя совершенно одинаковыми охапками сена.
    В области натурфилософии с именем Буридана связана средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса. Эта теория была предложена для объяснения движений, продолжающихся в отсутствие контакта с внешним двигателем (в физике Аристотеля всегда предполагается такой контакт для случаев насильственного движения). Импетус—это сила или способность, которую первоначальный двигатель сообщает телу, напр., при броске, и которая, оставаясь в нем, выступает затем в качестве двигателя. В работах Буридана учение об импетусе приобрело статус физической теории, позволив объяснить ускорение падающих тел, ввести гипотезу первоначального толчка для объяснения вращения небесных сфер; учение это стало общепринятым в средневековых университетах.
    Объяснения с помощью целевых причин заменяются в ариетотелианской физике Буридана объяснениями, апеллирующими к действующим причинам, обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.
    Соч.: lohannis Buridani quaestiones super libres quattuor De caelo et mundo. ed. E. A. Moody. Cambr., 1942; lohannis Buridani Traetatus de consequentiis, ed. H. Hubien, 1976; Sophismata, ed. •??. ?. Scott, 1977; Questiones super octo librum Politicomm Aristotelis, 1513 (repr. 1968).
    Лит.: Зубм В. П. Пространство и время у парижских номиналистов.—В кн.; Из истории французской науки. М., 1960; Григории А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962; MaierA. Die Impetustheorie. Rome, 1940; Zwei Grundproblcme der scholastischen Naturphilosophie. Rome, 1951; Clagelt Af. The Science of Mechanics in the Middle Ages. Madison, 1959; Moody E. A. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953; PemuA A. S. Buridan and the Definite Description.— “Journal of History of Philosophy”, 1972, 10; The Logic of Buridan.—“Proceedings f the third European Symposium on Medieval Logic and Semantics”. Copenhagen, 1975, .1976; Guisalberti A. Necessita e liberta nelle “Quaestiones in Mctaphysicam” di Giovanni Buridano.—“Medioeva” (Padua), 1975,1; La teologia razionale di Giovanni Buridano.—“Rivista di filisofia neo-scholastica”, 1973, 65; Gram E. Scientific Thought in Fourteenth-century Paris: Jean Buridan and Nicole Oresme.— Machaut's World: Science and Art in the XIVth century. N.Y., 1978.
    В. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1231
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • бритва оккама
  • БРИТВА ОККАМА
  • БУРИДАН
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ЖАН БУРИДАН
  • ЖАН БУРИДАН
  • знание-как и знание-что
  • Исследования по логике объяснения
  • История как проблема логики
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Пиаже Жан / Piaget, Jean
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фабр Жан-Анри / Fabre, Jean Henri
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Эскироль Жан Этьен / Esquirol, Jean Itienne



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь