Пурурава и прекрасная Урваши


Пурурава и прекрасная Урваши         Войдя в возраст, взял царь Будха маслянорукую и масляноногую Илу, и родила она ему смертного сына Пурураву. Царевич страстно полюбил белокурую, белолицую, статную апсару Урваши (1), перед небесной красотой которой не мог устоять никто. Когда же она, широкобедрая, с белыми лилиями, вплетенными в мягкие длинные волосы, блистая нагрудниками, проходила по миру, даже великие риши, забывая о своем отшельничестве, следовали за ней, окутанной тончайшим туманным покровом, подобно серебристой луне.
        И пронзил Кама сердце Пуруравы, и оно пылало, охваченное страстью, от которой может спасти только смерть. У апсары было много именитых возлюбленных, и она долго не пускала юношу на свое широкое ложе. Когда же она разрешила себя полюбить, то сказала:
        — Трижды в ночь ты сможешь меня бить своей бамбуковой тростью, но не показывайся обнаженным Таков обычай у нас, женщин И кроме того помоги мне охранять двух беззащитных барашков
        Страшно жаждавший близости с апсарой, Пурурава счел эти условия легко выполнимыми Он решил появляться у возлюбленной после заката и никогда не оставлять открытой дверь Что касается барашков, за их судьбу он не опасался, так как еще в детстве, будучи подпаском, помогал пастухам
        И зачастила Урваши на землю, чтобы проводить ночи с прекрасным юношей Это было замечено гандхарвами ибо пребывая на верхнем небе, они могли наблюдать за всем что происходило в воздухе на земле и под землей, на воде и под водой, на свету и во мраке Блеском подобные солнцу гандхарвы услаждали богов на празднествах и пиршествах пением и плясками, а оставшееся время проводили с апсарами, своими возлюбленными
        Дикая ревность овладела душами гандхарвов, когда они узрели на ложе смертного свою Урваши И у них созрел коварный замысел, достойный не знающих дхармы дикарей В одно из мгновений высшей страсти возлюбленных они, спустившись на землю и оставаясь незамеченными, отвязали барашков, которых Пурурава на ночь заводил в спальню Неразумные животные с блеянием двинулись к двери, которую гандхарвы открыли. Пурурава бросил свою трость, соскочил на пол и кинулся за барашками И в это время коварные гандхарвы сверкнули молнией Увидев возлюбленного обнаженным, Урваши немедленно вознеслась на небо
        Жизнь без Урваши потеряла для юноши смысл, и он отдал себя поискам возлюбленной Однажды ночью, такой же прекрасной, как те, какие он проводил с апсарой, он набрел на озеро По освещенной луною глади скользили апсары, принявшие облик лебедей
        Узнала Урваши Пурураву и сказала подругам
        — Вот человек, который был моим возлюбленным
        — Давай ему покажемся, — предложили подруги
        И вот вместо лебедей на глади озера между лотосами поплыли прекрасные девы, сверкая изяществом обнаженных белых тел И из их уст вырвался божественный гимн Каме, заполнивший все земное пространство
        Как зачарованный, впитывал Пурурава песню любви Когда же мелодия отзвучала, узнал он среди певших свою Урваши и сам запел


        Умоляю тебя, не исчезни
        Хоть мгновенье со мной побеседуй
        Если вновь сокроешься в бездне
        Вечной радости нам не изведать


        И отозвалась Урваши


        Я на том, ты на этом свете
        И какая нужда в разговоре?
        Унесусь от тебя я как ветер
        И поблекну от Сурьи как зори


        И пропел тогда Пурурава удрученный


        Так простимся моя Урваши
        Ведь дышать мне осталось недолго
        Вскоре смерть меня опояшет
        И сожрут меня жадные волки


        Смягчила эта песня женское сердце и Урваши сказала
        — Знай, я ношу в себе твое семя и поэтому встречусь с тобой
        Приходи сюда же в последнюю ночь года
        Явился Пурурава в назначенное время и увидел в озере прекрасную лебедь и плывущего с нею рядом лебеденка Не принимая человеческого облика, Урваши сказала
        — Это наша с тобою последняя ночь
        — А как ее сделать вечной? — спросил юноша, глядя на Урваши с мольбой
        — Для этого ты должен стать одним из гандхарвов, — ответила она — Обратись к ним
        Край неба стал светлеть, и исчезли лебедь с лебеденком из земного дня За все время существования трех миров пока еще не удавалось ни одному человеку стать бессмертным Но для истинной любви не существует преград Пурурава взлетел на небо, явился к гандхарвам, и Кама подсказал ему слова, способные смягчить даже камень Сжалившись над юношей, гандхарвы решили ему помочь Вынесли они сосуд со священным небесным огнем и сказали
        — Возьми это на землю, живущую во мраке, принеси там первую жертву и станешь одним из нас
        Захватив сосуд с огнем, Пурурава вернулся на землю Но огонь затух от порыва ветра. Метался Пурурава по лесу в поисках огня Еще раньше он наблюдал лесные пожары от лавы, стекавшей с некоторых гор, от трения друг о друга сухих стволов Так как лава в этот день не вытекала, он бросился к стволу высохшей смоковницы, вырезал две дощечки и стал их тереть одну о другую, вспоминая о жарких объятиях Урваши И была сила его вожделения такова, что одна из дощечек задымилась И разжег он взятую с неба жаровню, ибо земной огонь — часть небесного И стал он одним из гандхарвов и получил Урваши. От их брака пошел род Пандавов Земля же получила небесный огонь и с того времени с ним не расстается (2)
        Примечания:
        1 Урваши (санскр «рожденная из бедра») впервые упомянутая в «Ригведе» (V, 41, 19 X, 95, 17) — в постведийских мифах как и другие апсары дочь Брахмы, по другой версии — дочь мудреца Нараяны аватары Вишну Вступив в спор с самим Индрой мудрец Нараяна решил доказать что может порождать самые прекрасные существа Он посадил себе на бедро лотос из которого вырастил Урваши и подарил ее Индре
        2 В этом сюжете соединены миф о добывании священного огня с рассказом о судьбе второго царя Лунной династии полюбившего прекрасную небесную нимфу К нему и Урваши мифологическая традиции возводила шестерых сыновей ставших царями

(Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.)
Просмотров: 794
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Где это было?
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • Животные как модели (animal models)
  • Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • УРВАШИ
  • УРВАШИ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь