СМЕРТЬ


СМЕРТЬ Мифы о происхождении С. встречаются почти у всех народов. Эти мифы весьма разнообразны, но почти повсюду подчинены общим законам мифологического мышления. Во-первых, это «объяснение от противного» : люди умирают потому, что раньше не умирали или умирали, но вновь возрождались, а затем почему-либо утратили эту способность. Во-вторых, действует идея «прецедента»: некий человек когда-то умер, и с тех пор люди умирают. Третья идея (встречающаяся главным образом на более высоких ступенях культурного развития) - это идея наказания: С. рассматривается как кара за проступок, ошибку, неповиновение. При всём разнообразии мифов о происхождении С. в них чаще всего повторяются мотивы: месяц (луна), змея, ложная весть, спор, наказание.
Отрицательная аналогия с месяцем (луной), постоянно умирающим и возрождающимся, встречается у народов даже самой архаической культуры. У австралийского племени аранда есть миф: в древности жил человек тотема опоссума, который умер и был похоронен, но вскоре вышел из могилы в облике мальчика; он постоянно умирает и оживает на небе. Отрицательная аналогия со змеей основана на том, что змеи ежегодно линяют, сбрасывая кожу, и как бы омолаживаются. Этот мотив повторяется, например, во многих мифах народов Океании: люди когда-то тоже умели сбрасывать кожу и омолаживаться, но утратили это умение и умирают.
Широко распространён, особенно у народов Африки, мотив ложной вести. Верховное существо (бог) посылает вестника-животное сказать людям, что они будут умирать и оживать, но вестник (по забывчивости или по злому умыслу) сообщает, что люди будут умирать окончательно (вариант: эту дурную весть приносит вестник, обогнавший первого). В мифологиях народов Африки известен и другой мотив: люди умирают, так как проспали обещанное им бессмертие. Здесь и аналогия: сон - С. В исследовании X. Абрахамссона сделана попытка картографировать различные варианты мифов о С. в Африке. У индейцев Америки распространён миф, согласно которому люди умирают потому, что сделаны из непрочного материала: глины, прутьев, травы. У индейцев пуэбло С. - это возвращение в прародину. У индейцев известны также мифы, оправдывающие необходимость С. (не допустить перенаселения земли и сделать жизнь более разнообразной и привлекательной).
В мифологических представлениях народов, стоявших на сравнительно низких ступенях развития, С. обычно не олицетворяется, в более развитых мифологиях С. нередко фигурирует как олицетворённый образ - дух или божество С. Правда, в «чистом» виде этот персонаж выступает редко: в большинстве мифологий «бог С.» не вычленяется из сложных мифологических образов, олицетворяющих всё злое, вредное, опасное, безобразное: таковы египетский Сет, ассиро-вавилонская Тиамат и её злые спутники, «духи бездны», иранский Ангро-Майнъю я др. Наиболее «чистые» мифологические олицетворения С. встречаются у майя - Иум-цек и Кан-нич, у ацтеков - бог С. и преисподней Миктлантекутли и его жена богиня Миктлансиуатль и др. Со С. иногда ассоциируется образ старухи - хозяйки преисподней (напр., скандинавская Хель). В греческой мифологии С. олицетворена в образе Танатоса («Смерть»), принадлежащего к старшему, доолимпийскому поколению богов. Танатос пребывает в виде, рядом со своим собратом Гипносом («Сон»), но вылетает оттуда, чтобы исторгнуть душу у жертвы и напиться её крови.
В мифологических представлениях античного мира С. - важнейший признак, отличающий людей от бессмертных богов (концепция героя, то есть человека, совершающего великие подвиги и всё же лишённого божественного бессмертия, зарождается уже в шумеро-аккадской мифологии и эпосе, в частности о Гильгамеше). В греческую мифологию проникла, однако, из восточных мифологических систем идея страдающего и умирающего бога, но умирающего лишь временно, ибо за С. следует его воскресение (мифологическое олицетворение земледельческого процесса - посев и прорастание зерна). Восточные умирающие и воскресающие боги (Осирис, Думузи - Таммуз, Адонис, Аттис и др.) оказали влияние на аналогичные греческие образы Загрея - Диониса, Персефоны. В скандинавской мифологии (ср. миф о Бальдре) С. богов проецируется эсхатологически в будущее (см. Рагнарёк). В библейском мифе о « грехопадении » первых людей бог наказывает прародителей и всё их потомство, лишая их и рая, и бессмертия.
В христианской мифологии идея «первородного греха» и божьего наказания как причины того, что люди умирают, дополнена и уравновешена верой в добровольную смерть Иисуса Христа как «искупительную жертву», которая освободила всё человечество от первородного греха («смертию смерть попрал»).
С религиозно-мифологическими представлениями о С. связаны развитие понятий о душе, загробном мире, многие религиозно-магические обряды (погребальный культ, культ предков и др.).
В народных верованиях и обрядах европейских народов имеется некий туманный образ С., олицетворяемой как старуха или как скелет с косой. Карнавальное обрядовое чучело, которое сжигается на масленицу, иногда тоже называется «С.», хотя образ этот более сложный. Характерно, что у славянских народов чучело «С.» делается чаще в женском обличье, а у германских - в мужском (в славянских языках слово «С.» женского рода, а в немецком «Tod» - мужского); соответственно и исполнителями обряда у славянских народов были чаще девушки, а у немцев - парни. Туманен также образ Карачуна, видимо, зимнего славянского божества, сохранившего черты олицетворения С.
Олицетворённая С. перешла из мифологии в сказочный фольклор: во многих сказках рассказывается, как солдат (варианты - кузнец, мужик) перехитрил С. (посадив её в мешок).
Лиг.: Кулаковсхий Ю. А., Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. К., 1899; Фрэзер Дж„ Фольклор в Ветхом Завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Frazer J., The tear of the dead In primitive religion, v. 1-3. L.r 1933-36; Preuss Н. Тh., Tod und Unsterblichkeit im Glauben der Naturvolker, Tubingen, 1930; Geiger P., Tod, в кн.: Handworterbuch des deutschen Aberglaubens, Bd. 8, B.-Lpz., 1936- 1937; Dangel R„ Muthen vom Ursprung des Todes bei den Indianern, Nordamerikas, «Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien», 1928, Bd 58, Н. 6; Abrahamsson Н., The origin of death. Studies in African mythology, Uppsala, 1951 (Dies.). См. также лиг. при ст. Загробный мир.
С. А. Токарев.


(Источник: «Мифы народов мира».)
СМЕРТЬ мифическое существо; русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)
Синонимы:
    азраил, амбец, ангел смерти, анчар, апофаназия, астроболизм, баста, безносая, вечное упокоение, вечное успокоение, вечный покой, гибель, гроб, дит, докончание, капут, карачун, каюк, кобзда, конец, конец котенку, кончина, копец, косая, костлявая, край, крантец, курносая, лета, летальный исход, марена, мать сыра земля, могила, мор, морана, навь, околеванец, околение, очень, песец, погибель, последний час, преставление, скончание, смертный час, смертонька, смертушка, старуха с клюкой, старуха с косой, сыра земля, танат, танатология, танатос, трендец, ужас, умор, успение, четкер


Антонимы:
  • бессмертие
  • ,
  • воскресение


Просмотров: 1477
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • Закон О языках народов Российской Федерации
  • Закон О языках народов Российской Федерации
  • ИБЕРЙИСКО-КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • КАВКАЗСКО-ИБЕРИЙСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА НАРОДОВ МИФОЛОГИИ
  • МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • Напрасная смерть
  • ОРФЕЙ 2 СМЕРТЬ
  • ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • ПУТЬ ДРЕВНИХ, ПО КОТОРОМУ ШЛИ ЛЮДИ БЕЗЗАКОННЫЕ
  • СМЕРТЬ
  • СМЕРТЬ АВТОРА
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • Смерть
  • Смерть
  • Смерть
  • Смерть языка
  • Смерть языка
  • Средства общения народов разных государств
  • Средства общения народов разных государств
  • ТЕПЛОВАЯ СМЕРТЬ ВСЕЛЕННОЙ
  • ТЕСЕЙ 8 ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ И ПЕРСЕФОНЫ, СМЕРТЬ
  • ТРОЯ 24 ПОДВИГИ И СМЕРТЬ ПАТРОКЛА
  • ТРОЯ 34 СМЕРТЬ АХИЛЛА
  • ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • смерть
  • смерть артура



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь