Синагога


Синагога
I.
Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как "собрание" (Иак 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв. "в синагогу вашу"); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9; 3:9 - в Синод. пер. - "сборище сатанинское"). В новозаветное время С. были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в рассеянии (см. Рассеяние) (Деян 13:5; 17:17), и вообще "по всем городам" (Деян 15:21). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. - "сыны пророческие"). Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. - "скопище"), а Иак 2:2 относит и к христ. собранию (в Синод. пер. - "собрание").
II.
Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возм., что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возм., свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар 23:8 и след.; в Синод. пер. здесь евр. коганим - "священники" передано как "жрецы"). "Места собраний Божиих", о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм., были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р.Х.). Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Рим. авторы пишут без дополнит. пояснений о "местах молитвы" (греч. просеухэ), т.е. о С. Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в рассеянии (см. Рассеяние), чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на к-рое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С. диаспоры).
III.
О строит-ве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении - в нише или в особом шкафчике или ларце ("ковчег") - на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кр. того, в С. должны стоять два семисвечных см. Светильника (ср. Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа - умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, к-рые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возм., рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след.).
Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто - восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины - на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. (Деян 13:15), кантора и раввина.
IV.
Синагогальное богослужение состоит из благодарств. и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел - Пс 112-117). Богослужение в С. всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой. Кульминац. моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль - "Слушай, Израиль", состоящая из Втор 6:4-9; 11:13-21; Чис 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (см. Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем - сво-его рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11).
V.
Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9). Павел регулярно ходил в С. (Деян 9:20; 13:5,14 и след.; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45 и след.; 17:5 и след.; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. см. Учебные занятия см. Училище.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    дом, молельня, община, святилище, собрание, храм


Просмотров: 507
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Город для колесниц
  • ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Дорога для Рамы
  • жертвенник для курений
  • Загон для овец, овечий хлев
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Квота для женщин
  • Кондаков И.М. Методика Для Изучения
  • Конференция Для Священнослужителей Разных Вероисповеданий
  • Кувшин Для Умывания
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • психического как процесса концепция
  • Резюме как жанр официально-делового стиля
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь