гу яньу


гу яньу
Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь.
15.7.1613, Куньшань пров. Цзянсу, - 15.2.1682, Цюйво пров. Шаньси.
Философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критич. направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкр. учение") в идеологии пер. правления дин. Цин (1644 - 1911). Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчж. завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу - "Пламенный воитель". Отказывался от карьеры при маньчж. владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Идейное наследие Г.Я. заключено гл. обр. в двух сб-ках разнотемных произведений: "Собр. прозы (Гу) Тинлиня" ("Тинлинь вэнь цзи") и "Записях ежедневных познаний" ("Жи чжи лу").
Неспособность Китая противостоять иноземцам Г.Я. объяснял порочностью господствовавшей идеологии - неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ (1)), к-рое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Г.Я. выступал за изучение и восстановление "подлинного" конфуцианства ("учения совершенномудрых" - шэн сюэ) в древнейшем ортодокс, истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э.- 220 н.э.). Поэтому порожденное Г.Я. идейное направление стало наз. также "ханьским учением" (хань сюэ). Для его возникновения осн. значение имело введение Г.Я. новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирич. обоснованности и практич. применимости знания в общем онтологич. плане Г.Я. выводил из того, что "для дао нет места вне орудий (ци (2))", т.е. вне конкр. явлений действительности. "Путь-учение (дао) совершенномудрых" он определял двумя формулами Конфуция: "расширение познаний в культуре (вэнь)" и "сохранение чувства стыда в своих поступках" ("Лунь юй", VI, 25, XII, 15, XIII, 20), объединяя т.о. гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме "законы или люди" Г.Я. упорядочивающим считал человеч. фактор: обилие юридич. норм пагубно, ибо заслоняет мораль. "Выправления людских сердец и улучшения нравов" можно достичь посредством свободного выражения обществ, мнения -"чистосердечных обсуждений" (цин и). Полагал, что в пер. с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Вост. Хань (25 - 220), особенно в пер. правления ее основателя Гуаньу-ди (25 - 57).
Вместо традиц. концепции политич. власти, соотносящей императора и чиновников как "тело и члены", Г.Я. предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба ("Жи чжи лу", цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политич. структуры считал межличностные, прежде всего кровнородств. отношения. Приблизился к различению об-ва (Поднебесная) и гос-ва. Гибель гос-ва - смена династии, гибель Поднебесной - утрата моральных норм до такой степени, что "люди готовы пожирать друг друга" (слова из "Мэн-цзы"). Ревизуя формулу "Да сюэ", умение сохранить Поднебесную считал гарантом умения упорядочить гос-во.
В социально-экономич. сфере выступал с позиций конф. антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных - "мнимых" -денег. Гл. целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. считал не экономич. благосостояние, а социально-политич. стабильность.
*Жи чжи лу цзи ши ("Записи ежедневных познаний" с собр. коммент.). Сост. Хуан Жучэн (1834). Пекин, 1957; Тинлинь ши вэнь цзи (Собр. поэзии и прозы (Гу) Тиклиня). Тайбэй, 1970; **Малявин В.В. Кровнородств. объединения - цзунцзу в конф. историографии позднесредневек. Китая // 3-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1972; Власов B.C. К характеристике "хо хао"- термина экономич. мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Г.Я., XVII в.) // Вопросы истории Китая. М., 1981; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений. XVII -XVIII вв. М., 1989; Чжан Шунь-хуэй. Гу Тинлинь сюэ цзи (Жизнеописание и учение Гу Тинлиня). Ухань, 1957; Се Гочжэнь. Гу Тинлинь сюэ пу (Биография и учение Гу Тинлиня). Шанхай, 1957; Ван Цзян. Г.Я. Пекин, 1960; Chang С. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 216 - 35.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 517
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДА СЮЭ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • божо сюэ
  • БОЖЭ СЮЭ
  • ВАН ФУ-ЧЖИ
  • ван хань
  • ван цзи
  • да сюэ
  • ЗЕНОН из Китая
  • ли сюэ
  • СИНЬ СЮЭ
  • синь сюэ
  • Социально ориентированное значение слова
  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕЙНОЕ ЕДИНСТВО
  • СЮАНЬ СЮЭ
  • сюань сюэ
  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
  • сян шу чжи сюэ
  • сянь сюэ
  • СЯНЬ СЮЭ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хань сюэ
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение
  • ЦЗИН СЮЭ
  • цзин сюэ
  • ЧАНЬ СЮЭ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь