хуэйюань


хуэйюань
334, Лоуфань (совр. уезд Дайсянь пров. Шэньси),- 416
Буд. монах, мыслитель, в творчестве к-рого мотивы и фразеология традиц. кит. идейных течений, гл. обр. даосизма, соединились с императивами буд. подвижничества. Почитается в буд. Цзинту школе как ее основоположник. Мирская фамилия Цзя; известен как "старший X." в отличие от "младшего X."- буд. мыслителя эпохи Суй (581 - 618). Сведения о жизни и творчестве содержатся в "Гао сэн чжуани" и позднейших кит. буд. соч. 14 произв. X. полностью или частично вошли в "Да цзан цзин". Он получил традиц. конф. образование, увлекался даос, лит-рой. В 20-летнем возрасте встретился с Даоанем, со временем стал его любимым учеником, знатоком "Праджняпарамита сутры" (кит. "Божо цзин"). По преданию, в буд. проповеди удачно применял цитаты из даос, трактатов, что вызвало одобрение Даоаня. В 379 - 84 проповедовал в Цзинчжоу, в 384 (по др. версии, в 381) поселился в монастыре Дунлиньсы в горах Лушань (пров. Цзянси), имел множество учеников. Агиографич. традиция сообщает о его дружбе с поэтом Тао Цянем и даосом Лу Сюцзином (в действительности жившим в 406 - 77); эта житийная версия легла в основу известного сюжета традиц. кит. живописи "Трое смеющихся друзей". К школе X., известной под назв. "Об-во Белого лотоса" (Байлянь шэ), восходит наименование крупнейшей средневек. сектантской традиции Байлянь цзяо. X. обосновывал необходимость подчинения традиц. морали и социальным нормам, в т.ч. власти отца и государя, для тех, кто живет в миру; но после вступления на буд. путь освобождения от оков бытия, поисков истинно сущего законы мира становятся несоизмеримы с новыми жизненными критериями ("Ша мэнь бу цзин ван чжэ лунь"- "О том, что шраваки не чтут царей"). В переписке с Кумарадживой акцентировал проблему истинной "сущности будды" как "тела Закона" (дхармакая, кит. фа шэнь); в теоретич. соч. доказывал тождество нирваны и дхармакая как неизменной "сущности" - лакшана, син (1) ("Фа мин лунь" - "О сущности дхарм"), отстаивал тезис о "неуничтожимости души" (шэнь бу ме) при исчерпании "телесной формы" (син (2)). Обосновывал буд. учение о воздаянии ("Сань бао лунь" - "О трояком воздаянии", "Мин бао ин лунь"- "Об уяснении (идеи) воздаяния"), необходимость практики созерцания (дхьяна, чань, см. Чань сюэ) в контексте проблемы познания. В стихотворных произв. славословиях Будде широко использовал даос, терминологию и образность. Описывая "учение о Будде", подразумевал будду Амитабху, трансформируя даос, императив "долголетия" (чан шоу) в идею возрождения в "Зап. раю" - "Чистой земле", откуда открывается путь в нирвану (см. Цзинту школа).
**Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927; Фан Литянь. X. юй ци фосюэ (X. и его учение о буддизме). Пекин, 1983; Ziircher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1959.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 350
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛУНЬ ЮЙ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • байлянь цзяо
  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ
  • бог как источник и гарант познания
  • да цзан цзин
  • да чэн ци синь лунь
  • Даос
  • знание-как и знание-что
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кит
  • Кит
  • красота как методологический принцип познания
  • ЛУНЬ ЮЙ
  • лунь юй
  • Ма’буд
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • СУЩНОСТИ СОЗЕРЦАНИЕ, созерцание идеи, значения
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение белого лотоса
  • Фа-Лунь-Гун
  • цзин фан
  • ши сань цзин
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • янь те лунь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь