сыма гуан


сыма гуан
Сыма Цзюнь-ши
1019, Шаньчжоу уезда Ся (совр. пров. Цзянси), - 1086.
Историк, философ, политич. мыслитель, гос. деятель. Был идейным вождем т.н. старой партии (цзю дан) - группировки, противодействовавшей реформам Ван Аньши. Гл. создатель неоконфуцианства Чжу Си причислял С. Г. к самым выдающимся мыслителям эпохи Сев. Сун (960 - 1127)- "шести учителям" - наряду с Шао Юном, Чжоу Дуньи, Чэн И, Чэн Хао и Чжан Цзаем. Из семьи крупного сановника, в 1038 получил высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие правительств, посты, был чл. Ханьлинь академии. Осн. соч. - историч. труд "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), написанный в соавторстве с Лю Шу, Лю Бинем и Фань Цзуюем, охватывает события с 403 до н.э. по 960 н.э. и носит назидательно-утилитарный характер. Гл. филос. труд - "Тай сюань чжу" ("Резюмирующий коммент. к "(Канону) Великого сокровенного", толкование на произв. Ян Сюна, 1 в. до н.э.- нач. 1 в.). Соч. С.Г. сведены в сб. "Сыма Вэньчжэн-гун цзи" ("Собр. произв. Сыма - князя Культурной Правильности"), "Цзи гу лу" ("Записи об учебе у древности") и др.
Натурфилос. воззрения С.Г. складывались под влиянием учения Ян Сюна. Считал Небо (тянь) гл. управляющим природным началом, "отцом тьмы вещей", награждающим за подчинение его "предопределению" (мин (1)) и наказывающим за попытки уклониться от него ("Сыма Вэнь...", цз. 74). "Небесное предопределение" (тянь мин) тождественно человеч. "(индивид.) природе" (син (1)), в к-рой смешаны добро и зло и к-рая не м.б. изменена ("Тай сюань чжу", гл. "Сюань хэн"- "Взвешивание сокровенного"). В обл. учения о познании С.Г. основывался на толковании понятия "гэ" ("различение", "выверение"), входящего в бином "гэ у" ("различение (выверение) вещей", см. У (3)) из конф. памятника "Да сюэ", как "защиты" (хань), "обороны" (юй) сознания от внеш. вещей: это помогает выходу в сферу "чистого мышления" (цзин сы) и постижению дао; эталон мудрости - "духовное сердце" (шэнь синь, см. Шэнь (1), Синь (1)) древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей. Как политич. мыслитель считал необходимым постоянное нравственное совершенствование правителей и моральное воздействие на них конф. ученых. Благосостояния и спокойствия в стране древние правители достигали тем, что не изменяли законов предков. Поэтому задача приближенных - оказывать поддержку государю в делах управления, а не заниматься преобразованиями. Реформы - практич. воплощение идей "низких людей" (сяо жэнь, см. Цзюнь цзы), стремящихся к выгоде, что противоречит конф. идеалу "долга/справедливости" (и (1)). Оспаривал программу реформ Ван Аньши с позиций защиты интересов частных земельных собственников, богатых торговцев и предпринимателей. Осуждал стремление реформаторов обогатить казну без увеличения налогов, за счет крупных торговцев. Доказывал взаимозависимость зажиточных и неимущих слоев населения: "богатые дают бедным взаймы, чтобы разбогатеть, бедные берут в долг у богатых, чтобы жить... они живут, поддерживая друг друга". Исходя из этого, выступал против системы гос. ссуд.
"Цзы чжи тун цзянь" С.Г. был прокомментирован Чжу Си. Указ, труд стал образцом для последующих историков-конфуцианцев, напр. Ли Тао (12 в.), написавшего "Сюй Цзы чжи тун цзянь чан бянь" ("Материалы, продолжающие "Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), Би Юаня (18 в.), ред. и составителя "Сюй цзы чжи тун цзянь" ("Продолжение "Всеобщего зерцала, управлению помогающего"), и др.
*Цзы чжи тун цзянь. Пекин, 1956; **Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 201 - 4, 223 - 30, 265 и др.
З.Г. Лапина

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1253
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бо ху тун
  • ВАН ФУ-ЧЖИ
  • вэнь-цзы
  • гуан хун мин цзи
  • дао тун
  • ли тун
  • мо-цзы. филос. трактат
  • мэн-цзы. конф. канон
  • СЫМА СЯН-ЖУ
  • сыма тань
  • СЫМА ЦЯНЬ
  • сыма цянь
  • сыма цянь
  • сян шу чжи сюэ
  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
  • тянь чао тянь му чжи ду
  • У ЦЗЫ-СЮЙ
  • хань фэй-цзы
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЦЗЮНЬ ЦЗЫ
  • цзюнь цзы
  • ЦЗЯНЬ-ДИ
  • Цзянь-Син
  • Цзянь-Чан
  • ЧЖИ-СИН
  • чжунчан тун
  • чэн - чжу школа
  • ян цзянь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь