лю шипэй


лю шипэй
Гуанхань, Шэньшу. 24.6.1884, Ичжэн, пров. Цзянсу,- 20.11.1919, Пекин.
Мыслитель, публицист, обществ, деятель, один из первых пропагандистов анархизма в Китае. В 1902 получил ученую степень цзюйжэнь. Специализировался на изучении "(Чунь цю) Цзо чжуани". В юности воспринял антиманьчж. и антиавторитарные идеи из соч. Ван Фучжи и Хуан Цзунси (17 в.). В 1903 в Шанхае сблизился с радикально настроенными Чжан Тайянем и Цай Юаньпэем, стал гл. ред. газеты "Цзинчжун" ("Набат"), познакомился с зап. общественно-политич. мыслью. Находился под впечатлением взглядов Ж.Ж. Руссо, утверждал, что "тема обществ, договора" содержится в 62 произв. конф. (см. Конфуцианство) классики. В 1905 участвовал в создании "Об-ва сохранения нац. наук" (Госюэ баоцуньхуэй), ратовавшего за сохранение и "очищение" кит. культурного наследия. В 1907 эмигрировал в Японию, где вступил в Тунмэн-хуэй ("Объединенный союз"), был одним из ред. журн. "Минь бао" ("Народ"). Являясь сторонником революц. борьбы с маньчж. дин. Цин, в целом оставался на идеологич. позициях ортодокс, конфуцианства. Начало идейной переориентации Л.Ш. связано с возникновением у него интереса к буддизму. С позиций буд. релятивизма он выступил против конф. доктрины "исправления имен" (чжэн мин). По Л.Ш., абсолютна лишь "пустота" (кун), лежащая в основе мироздания, а "имена" (мин (2)), обозначающие различные явления, относительны. Абсолютизируя их, люди возводят искусств, границы, через к-рые потом не в силах переступить. Т.о., "дух наименований" мешает революц. творчеству. В Японии Л.Ш. познакомился с идеями анархизма. С июня 1907 со своими единомышленниками начал издавать анархистский журн. "Тяньи бао" ("Естеств. закон"), открыл "курсы по изучению социализма". Подтверждение теорий зап. социалистов и анархистов искал во взглядах мыслителя школы нун цзя Сюй Сина (4 в. до н.э.?) и даос. (см. Даосизм) философа Бао Цзинъяня (4 в.?). Полностью изменил свое отношение к конфуцианцам Ван Фучжи и Хуан Цзунси, обвиняя их в том, что они скрывали безнравственность власти. Идею абс. свободы Л.Ш. подчинял положению о всеобщем и полном равенстве. В 1908, разочаровавшись в анархизме, вернулся в Китай и поступил на гос. службу. В кон. 1911 арестован революционерами, освобожден благодаря заступничеству Сунь Ятсена. В 1915 вошел в Чоуаньхуэй ("Общество по изучению благополучия (гос-ва)") - монархич. орг-цию, добивавшуюся реставрации имп. правления во главе с Юань Шикаем, к-рому Сунь Ятсен уступил пост президента Кит. Республики. После смерти Юань Шикая в 1916 приглашен ректором Пекинского ун-та Цай Юаньпэем на преподавательскую работу. В последние годы жизни писал труды по вопросам истории, филологии, философии Китая в традиц. конф. манере.
*Лю Шэньшу сяньшэн ишу (Посмертное собр. соч. г-на Лю Шэньшу). Т. 1 - 7. Б.м., 1936; **Onogawa Hidemi. Liu Shi-p'ei and Anarchism // Acta Asiatica. 1967. №12; Biographical Dictionary of Republican China. Vol. II. N.Y.-L., 1968; Bernal M. Liu Shi-p'ei and "National Essence" // The Limits of Change. Camb. (Mass.), 1975; Кодзима Юма. Рю Сибай-но гаку (Учение Л.Ш.) // Гэймон. 1931. Т. 22. №5. См. также лит-ру к ст. Анархизм в Китае.
Е.Ю. Стабурова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 333
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • BAH ФУЧЖИ
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • анархизм в китае
  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ
  • БАО-ГУН
  • ВАН ФУЧЖИ
  • ВАН ЯН-МИН
  • Вузовская Ассоциация По Изучению Принципа (Carp)
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • Кит
  • Кит
  • КЫОНГ БАО ДАЙ ВЫОНГ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • мин цзя
  • МИН ЦЗЯ
  • мэн-цзы. конф. канон
  • не бао
  • СУНЬ ЯТСЕН
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан цзунси
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение
  • цай шэнь
  • цай юаньдин
  • ЧЖЭН МИН
  • чжэн мин
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь