конфуций


конфуций
Латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. (552)551, Цзоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу пров. Шаньдун),- 479 до н.э., там же.
Первый кит. философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Отцом К. был луский аристократ Шулянхэ, известный своим ратным мужеством и физич. силой. Его брак с юной Янь Чжи современники нарекли "союзом, не соответствующим правилам", ибо мужчине старше 63 лет не полагалось заново заводить семью: Шулянхэ исполнилось 66, а Янь Чжи не было и двадцати. Шулянхэ мечтал о сыне - от первой жены у него было девять дочерей, вторая родила мальчика, но болезненного. Вместе с беременной третьей супругой он отправился просить о наследнике "правителя священного глиняного холма" недалеко от Цюйфу. Там в пещере Янь Чжи родила сына, к-рого нарекли Цю - "холм" в честь священного холма и дали ему прозвище Чжунни ("Второй с глинозема"). Отец скончался, когда Конфуцию было три года. Его воспитывала мать, семья жила замкнуто и бедно. Чжунни пришлось в детстве и юности заниматься тяжелым физич. трудом - браться за самые низкие, презираемые аристократами работы. Мать скончалась, когда ему не было 17 лет.
Обладая природным умом и крепким здоровьем, он с 15 лет увлеченно занялся самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере. В древнем Китае ее условием было владение "шестью искусствами" (лю и), включавшими умение выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. Ему удалось поступить управляющим складами в семью луского аристократа Цзи Ши, затем он стал надсмотрщиком над стадами и лишь в 27 лет поступил на службу в гл. кумирню царства Лу помощником при совершении жертвоприношений. В 30 лет Конфуций открыл частную школу и впоследствии не расставался с учениками.
Т.о. К. уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тыс. учеников). Его педагогич. доктрина строилась на эгалитарно-демократич. принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату- "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", К. попытался сделать карьеру гос. деятеля для практич. реализации своей социально-политич. теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по др. царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологич. работой над канонич. произведениями древности. Собств. историч. миссию К. видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу к-рого составляли историко-дидактич. и художеств, произведения, прежде всего "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на историч. прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры К. считал "святых совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полуреальной, полумифич. "древности" (гу (2)), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное обществ, устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными (в идеале - чиновниками), чье наименование - жу стало обозначением конфуцианцев. При дин. Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен гос. властью, конфуцианство получило статус офиц. идеологии, а К.- титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности.
Взгляды К. нашли аутентичное выражение в составленном в 5 - 4 вв. до н.э. и обретшем совр. форму на р-же н.э. сб. "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащем разнотемные высказывания самого К., его учеников и их учеников. К. также приписывается авторство на филос. коммент., входящие в "Чжоу и", и первой летописи "Чунь цю" ("Весны и осени"). К. воздерживался от суждений о сверхестеств., полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистич. "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин (1)) может и должно быть познано человеком, к-рый только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли (3)), а не "должной справедливостью" (и П1), низкопоставленный и привязанный к конкр. делу. В сфере "благодати/добродетели" (дэ (1)) "благородный муж" господствует над "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения К.- человек, осмысляемый в единой социально-этич. плоскости, к к-рой сводятся проблемы и экзистенциальные ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религ. ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологич. (знание - это "знание людей"). Человеч. "природу" (син (1)) К., видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки", ср. "Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли (2))", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь (2)) в Поднебесной. "Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и "гуманность" - "внутр." морально-психологич. установка на "любовь к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг к-рой концентрируются его основополагающие категории - "благодать-добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо (1), см. Сяо ти), "верность" (чжун (2), см. Чжун шу) и др. Этика К. подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина", см. "Чжун юн"), и "взаимности" (шу (3) - "золотое правило морали", см. Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологич. концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-администр. управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. учение мин цзя), В целом социально-политич. доктрина К. зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этики-ритуала (ли (2)) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции обществ, жизни: административно-правовым, утилитарно-экономич., естественно-природным, к-рые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цзя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религ. культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного правителя" и святого мудреца, сохранившийся за ним в Китае до нач. 20 в.
В 1985 в КНР создан НИИ К. (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Кит. фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзиц-зиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).
А.И. Кобзев, Л.С. Переломов
*Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн ("Суждения и беседы" с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955; Попов П.С. Изречения К., учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекит. философия. Т. 1 - 2. М., 1972 - 3; Кобзев А.И. "Великое учение" - конф. катехизис // Историко-филос. ежегодник. 1986. М., 1986; Un Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943; Legge J. The Chinese Classics. ,Vol. 1. Hong Kong, 1960; "Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С. 3 - 45; Семененко И.И. Афоризмы К. М., 1987; Малявин В.В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л.С. Слово К. М., 1992; Его же. К.: жизнь, учение и судьба. М., 1993; Цай Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей К.). Шанхай, 1982; Куан Я мин. Кун-цзы пин чжуань (Критич. биография К.). Цзинань, 1985; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о К.). Шэньян, 1990; Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931; Creel H.C. Confucius, the Man and the Myth. N.Y., 1949; FingaretteH. Confucius - the Secular as Sacred. N.Y., 1972; DawsonR. Confucius. Oxf., 1981.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Синонимы:
    посланник, философ


Просмотров: 686
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • вэнь-цзы
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Кун
  • КУН
  • Кун
  • Кун
  • кун
  • КУН
  • КУН
  • КУН Бела
  • Кун Пин-мей, Игнатий
  • КУН Хельмут
  • Лотос, Владыка его
  • мо-цзы. филос. трактат
  • мэн-цзы. конф. канон
  • Список кардиналов старше 80 лет на Конклавах 1978 года
  • Список кардиналов старше 80 лет на Конклаве 2005 года
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь