инь ян


инь ян
Одна из пар основополагающих категорий кит. философии, выражающая идею универсальной дуализированное мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутр. и внеш., нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологич. значения И.я. - теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В "Го юй" (5 - 3 вв. до н.э.) И.я. впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци (1))-соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия к-рых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) с взаимодействием И.я. сопряжены смена времен года, дня и ночи. В "Чжуан-цзы" (4 в. до н.э.) И.я. связаны с категориями "Дао дэ цзина": "покой" и "движение" (см.: Дун-цзин). В традиц. космогонии появление И.я. знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотич." - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) ("Дао дэ цзин"). В процессуальном аспекте гл. закон И.я. - дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь (1), одно ян (1J-это и есть дао" ("Си цы чжуань", 4 в. до н.э.). Наивно-диалектич. *представления отражены и в субстанциальном осмыслении И.я.: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Т.о., модель И.я. определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на И.я. и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в сер. 1-го тыс. до н.э. и впервые была систематически изложена в "Чжоу и", где И.я. названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа)- прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у сип (1)), что в дальнейшем стало основой практически всех филос. и науч. построений.
Уже в "Си цы чжуани" действие И.я. было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в т.ч. распространявшихся на обществ, и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею И.я. также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания: "Все дурное исчерпывается в инь (1), все доброе - в ян (1)"; "в ян (1)-высокое начало, в инь (1)-низкое" ("Чунь цю фань лу"). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение И.я. с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность И.я., реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" И.я., объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция И.я. продолжает играть важную роль в теории кит. медицины.
**3авадская Е.В. Тень как философско-эстетич. категория // ТПИЛДВ. М., 1974. С. 47 - 59; Лю Сюньшэн. И.я. сюэ (Учение об И.я.). Тайбэй, 1979; Пан Пу. И.я. у син тань юань (Исслед. истоков (концепций) И.я. и "пяти элементов") // Чжун-го шэхуэй кэсюэ. 1984. №3; Lee Jung Young. The Yin-Yang Way of Thinking // Asian Christian Theology: Emerging Themes. Phil. (Pa), 1980. P. 81 - 88. См. также лит-ру к ст. "Чжоу и", Сян шу чжи сюэ.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 764
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДАО ДЭ ЦЗИН”
  • “ИНЬ ФУ ЦЗИН”
  • гуань инь-цзы
  • Гуань-инь
  • ГУАНЬ-ИНЬ
  • Гуань-инь-тянь
  • Гуань-ши-инь
  • дао дэ цзин
  • Дао-Дэ-Цзин
  • дун чжуншу
  • ДУН ЧЖУНШУ
  • И ИНЬ
  • ИНЬ
  • Инь
  • ИНЬ
  • ИНЬ
  • ИНЬ И ЯН
  • ИНЬ И ЯН
  • инь си
  • инь фу цзин
  • ИНЬ ЯН ЦЗЯ
  • Инь-Ян
  • ИНЬ—ЯН
  • ИНЬ—ЯН ЦЗЯ
  • сун-инь школа
  • ши эр инь юань
  • школа инь ян
  • ЯН И ИНЬ
  • ЯН И ИНЬ
  • ЯН И ИНЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь