Калуга


Калуга
город в РФ, центр Калужской обл.; нас. 346,7 тыс. чел. (1996).
Основан в сер. XIV в.; впервые упоминается в 1371 в грамоте литовского кн. Ольгерда; как пограничный город был предметом споров между Литвой и Москвой, в 1389 вошел в состав удельного Моск. княжества; в 1505–18 был самостоятельным удельным княжеством. В 1708 К. вошла в Моск. губернию, с 1777 была центром Калужского наместничества, с 1796 — Калужской губ., с 1924 — в составе Московской обл., с 1934 — Тульской, с 1944 — центр Калужской обл.
В XV–XVII вв. в К. существовала особая слобода для иноземцев, т.н. Кукова слобода. В период Смутного времени в К. находились на постое нем. и польские войска; ок. года в К. провели Лжедмитрий II и Марина Мнишек (Лжедмитрий II погиб в К. 11.12.1610).
Присутствие католиков в К. вновь отмечено в XVIII в.: в 1767–73 здесь пребывали в ссылке участники Барской конфедерации — сенатор Каэтан Солтык, еп. Юзеф Залуский и гетман Вацлав Ржевуский с сыном.
В нач. XIX в. в К. часто квартировали воинские части, в которых для военнослужащих катол. вероисповедания служил капеллан 6-го воен. округа; он же исполнял пастырские обязанности по отношению к постоянно жившим в К. католикам.
В 1855 из Орла в К. приезжал совершать богослужения свящ.-бернардинец о. Бенигнус Липень (OFMObs). В 1868 в К. на ул. Дворянской (ныне ул. Кирова) была открыта катол. часовня. С 1852 по 1862 губернатором К. был католик В.А. Арцимович (до этого бывший губернатором Тобольска). В 1882 в К. приехал нем. католик М.М. Фишер, который купил пивоваренный завод и, успешно наладив производство, стал самым крупным калужским пивоваром. В К. проживала семья Циолковских. Отец выдающегося ученого и философа-космиста К.Э. Циолковского Эдуард Игнатьевич был прихожанином катол. храма в К.
В 1863 катол. община Калужской губ., насчитывавшая 387 чел., обратилась в Мин-во внутр. дел за разрешением на постройку церкви, однако согласия властей на это прошение не последовало. В 1863 в К. из Могилёвской губ. прибыл сосланный свящ. Казимир Рогазевич; вначале он жил на поселении в г. Лихвин (с запретом исполнять пастырские обязанности), но впоследствии был переведен в К., где до 1896 служил в катол. приходе в качестве викарного священника. В 1866 было официально учреждено калужское капелланство, самостоятельный приход открыт в 1869. В 1868 численность католиков в Калужской губ. достигла 1456 чел., а в 1870 только в самой К. жило 772 католика. Катол. община состояла в в¶дении воен. капеллана Московского воен. округа (в 1868–77 в К. служил воен. капеллан Георгий Войчкус). 24.10.1872 местные католики сообщили в письме митр. А. Фиалковскому о намерении построить в городе катол. храм во имя Св. Георгия и подали соответствующее прошение губернатору, однако разрешение не было дано из-за нехватки средств. В 1877 капелланом и настоятелем калужского прихода стал свящ. Пётр Саницкий, прослуживший в К. до 1910; он не только сыграл значительную роль в истории прихода, но и внес заметный вклад в изучение флоры Калужской губ. и в 1910 был избран почетным членом Калужского об-ва изучения местного края. В авг. 1879 синдиками И.О. Парчевским и Л.В. Гриневским в К. был приобретен дом в Куковом переулке — бывшая «Школа цыфири и геометрии», построенная в 1721. Новый храм в этом доме был освящен 24.08.1880, здесь находился алтарь с иконой Ченстоховской Божией Матери. 7.01.1886 в Туле открылась филиальная часовня (с 1896 — отд. храм) калужского прихода. В 1897 в Калужской губ. проживало 2027 католиков, в самой К. — 1577. В 1902 настоятель о. П. Саницкий приобрел в К. дом, в котором были устроены квартиры священников. Викариями в приходе после отъезда К. Рогазевича были: в 1887–88 священники Николай Сволькен и Антоний Гилевский, в 1897–1900 — Франциск Улинский, в 1901 — Зигмунт Лозиньский, затем настоятелем прихода стал Карл Белинис, а в 1911 настоятелем был назначен Иоанн Павлович. Калужский приход охватывал всю Калужскую губ., а также Тульскую и часть Моск. губерний. После начала Первой мировой войны в Калужской губ. оказались значительные группы военнопленных-католиков и беженцев из оккупированных немцами зап. окраин Рос. империи (самая большая катол. колония — в Колывани — насчитывала 700 поляков, кроме того, в этом городе были поселены также чехи и словаки); для этих верующих были назначены 3 капеллана (один из них нес пастырское служение в Жиздре, Козельске и Мосальске, второй — в оставшейся части Калужской губ., третий — собственно в К.). Настоятелю о. И. Павловичу в пастырской работе среди беженцев и военнопленных-католиков помогали священники Должник, Юркевич, Рудковский, Немыцкий, Янелюнас, Венцлавский, Голашевский и Яхимовский. В кон. XIX — нач. XX в. в К. действовало Католическое об-во, занимавшееся прежде всего благотворительной деятельностью.
К 1917 калужский приход насчитывал более 1500 верующих; 8.03.1918 он был присоединен к Моск. деканату. К сер. 1922 в К. осталось только 25 семей католиков. В 1926 после освобождения из тюремного заключения в К. проживал экзарх католиков визант. обряда прот. Леонид Фёдоров. В 1926 был арестован настоятель калужского прихода о. И. Павлович, бывший к тому времени также администратором тульского, орловского, брянского, смоленского, вяземского, ржевского, тверского, костромского и рыбинского приходов. Катол. приход просуществовал в К. до 1936.
Деятельность катол. общины К. возобновилась в нач. 1990-х, первые священники приезжали из Тулы и Москвы. Осенью 1994 настоятелем прихода стал свящ.-францисканец Мирослав Копчевский (OFMConv). В окт. 1995 был получен участок земли для строительства, в 1996 построено новое здание храма Свв. Георгия Великомученика и Франциска Ассизского, освященное 22.10.1996 архиеп. Т. Кондрусевичем. В мае 1999 завершено строительство приходского дома. В 2000 в К. основан мон. Матери Божией Ангельской Ордена францисканцев (OFMConv). С 2000 настоятелем прихода и монастыря является свящ.-францисканец Дарий Харасимович. В городе действует филиал «Каритас», приход активно занимается благотворительностью среди малообеспеченных слоев населения. С июня 2003 в К. работают францисканки-миссионерки из Ассизи. Приход в К. относится к архиепархии Божией Матери с центром в Москве.
Лит-ра: Ассонов В.В. Воспоминания о П.П. Саницком // Известия Калужского общества изучения местного края: Кн. 1–3. Калуга, 1919, с. 3–4; Малинин Д.И. Калуга. Калуга, 1992; Солодова Т.С., Копчевский М. Католики на Калужской земле. Калуга, 1999.

Т. Солодова, С. Козлов-Струтинский

Католическая энциклопедия. . 2011.


Синонимы:
    болото, вырь, город, калач, лужа, мочижина, оток, пожня, пойма, полуостров, рыба, топь


Просмотров: 651
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Архиепархия Матери Божией
  • Боголюбская икона Божией Матери
  • Владимирская икона Божией Матери
  • Вначале был Праджапати
  • Вначале был Пуруша
  • Город для колесниц
  • Державная икона Божией Матери
  • Донская икона Божией Матери
  • Знамения Божией Матери икона
  • Иверская икона Божией Матери
  • Иерусалимская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • кем были древние бритты?
  • Кондаков И.М. Методика Для Изучения
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Покров Божией Матери
  • после этого значит по причине этого
  • Посты и постные дни у католиков
  • Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный Центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся)
  • Приход
  • ПРИХОД
  • Смоленская икона Божией Матери
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Толгская икона Божией Матери
  • Успение Божией Матери
  • Ченстоховская икона Божией Матери
  • Чтение С Губ
  • чтение с губ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь