ЭНЕСИДЕМ


ЭНЕСИДЕМ
    ЭНЕСИДЕМ (???????????) из Кносса (сер. 1 в. до н. э.?), античный философ-скептик, первоначально - сторонник платоновской Академии, с которой порвал по причине «догматизма» современных ему академиков (Филона из Ларисы и др.) и основал собственную школу, возобновив скептическое учение Пиррона (согласно Арисшоклу, apud Eus. Pr. ??. XIV 18, 29). Традиционно считается, что он был родом из Кносса (???????, D. L. IX 115-116), согласно Фотию, Э. был из Эг (о ?? ????? - Phot. Cod. 212, 169b 19), однако, согласно Аристоклу, цитируемому Евсевием, некий Э. возобновил скептический «вздор» в Александрии египетской (XIV 18,29), что может соответствовать различным местам рождения Э. и его преподавания (более или менее продолжительного).
    Э. был автором сочинений «Пирроновы рассуждения» в 8 кн. (?????????? ????? - Sext. Adv. math. VIII215; D. L. IX 106; 116), «Против мудрости» (Ката ?????? - IX 106; Eus. Pr. ??. XIV 18, 11); еще три сочинения: «Краткое введение в пирронизм» (??? та ????????? ?????????? - D. L. IX 78), «Основы» (???????????? — Ibid. 16); «Введение» (????? ???????? — Sext. Adv. math. X 216), - возможно, не являются самостоятельными трактатами. Сводку основных положений первого из упомянутых сочинений см. у Фотия (Phot. Cod. 212, р. 169Ы8—171а4 Bekker). Сочинения Э. (ныне утраченные) широко использовал Секст Эмпирик, основной источник сведений о пирронизме.
    Э. известен формулировкой 10 скептических тропов (аргументов, ??????) в пользу воздержания от суждения (см. D. L. IX 79-88; Sext. Adv. math. VII 345). Первые 5 тропов - или, по Диогену, «апорий согласования видимого (??????????) и мыслимого (?????????)» - сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных существ (людей, животных, птиц) представления об одних и тех же вещах различаются, ибо различна сила их чувства; 2) различны особенности восприятия различных людей (кому-то и на солнцепеке холодно); 3) чувства дают свой специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его желтизну, а вкус - только сладость и т. д.); 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т. д.); 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов (которые у персов и эллинов, массагетов и египтян и т.д зачастую противоречат друг другу), - «отсюда - воздержание (?????) от суждения об истинности».
    Остальные 5 тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие (пурпур при свете солнца имеет один оттенок, а при луне - другой; камень в воздухе тяжел, а в воде - легок); 7) восприятие всех предметов искажается пространством (большой предмет издалека кажется маленьким); 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества (вино и пища могут и укреплять, и расслаблять); 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности (где землетрясения часты, там им не удивляются); 10) все соотносительно: верх мыслится в паре с низом, правое с левым и т. д., но прежде всего все мыслимое соотнесено с нашим мышлением, — т. е. все непознаваемо (???????) само по себе. Диоген отмечает разный порядок расположения 8-го, 9-го и 10-го тропов у Э., Секста и Фаворина (D. L. IX 87), составивших школьные руководства по этому вопросу. О широкой известности тропов Э. может свидетельствовать (хронологически первое) упоминание о них у Филона Александрийского (1 в. н. э.). Ср. также 5 тропов Агриппы.
    К «Пирроновым положениям» Секста Эмпирика восходит сообщение о сопоставлении Э. скептической философии и философии Гераклита (Sext. Pyrrh. I 210-212: «Последователи Э. говорили, что скептический способ рассуждения служит путем к философии Гераклита»); сходство усматривалось в том, что скептики говорят: «кажется, что противоположности относятся к одному и тому же», а Гераклит: «противоположности существуют в отношении одного и того же», так что первый тезис предшествует второму (догматическому). Сам Секст Эмпирик, напротив, считает, что скептический способ рассуждения не способствует пониманию философии Гераклита (I 212, 2-3). Как полагают исследователи, из сообщения Секста не следует, что Э. был в каком-то смысле последователем Гераклита, но что он либо предлагал свою интерпретацию (ср., напр., представление учения Гераклита в платоновском «Теэтете»), либо полемизировал со стоической интерпретацией и адаптацией учения Гераклита.
    Лит.: Zeller Е., Pappenheim ?. Der angebliche Heraclitismus des Skeptikers Ainesidemos. В., 1889; Rist J. The Heracleteanism of Aenesidemus, - Phoenix 24, 1970, p. 309-319; Burkhard U. Die angebliche Heraklit-Nachfolge des Skeptikers Aenesidem. Bonn, 1973; Striker G. The ten tropes of Aenesidemus, - Burnyeat M. (ed.). The Sceptical Tradition. Berk., 1983, p. 95-115; Decleva Caizzi F. Aenesidemus and the Academy, - CQ 42, 1992, p. 176-189; Mansfeld J. Aenesidemus and the Academics, - The Passionate Intellect. Essays on the transformation of Classical Traditions. Ed. by L. Ayers. N. Bruns.; L., 1995, p. 235-248; Perez B. Enesideme, - DPhA III, 2000, p. 90-99. См. тж. лит. к ст. Скептицизм.
    М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Синонимы:
    философ


Просмотров: 842
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Вначале был Праджапати
  • Вначале был Пуруша
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • один будда — все будды
  • один суть все
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь