ЭМПЕДОКЛ


ЭМПЕДОКЛ
    ЭМПЕДОКЛ (??????????) из Акраганта (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), др.-греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует Э. оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время - врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Э. находится в полном соответствии с этим образом. Основные сочинения Э. -две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов).
    Натурфилософия Э. - синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиционные стихии ионийской физики - огонь, воздух, вода и земля - получили статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции. Э. принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» - лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифологический код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» - все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов - монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «вырастает из земли».
    Наряду с теорией «четырех элементов», которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущений Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфи-ко-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время - представители романтизма (особенно Гёльдерлин).
    Фрагм.: DK I, 276-375; ТопеШ А. (ed.)• Empedocle di Agrigento. Frammenti e testimonianze. Origini. Purificazioni. Con i frammenti del Papiro di Strasburgo. Mil., 2002; Martin ?., Primavesi O. (edd.). L'Empedocle de Strasbourg (P. Strasb. gr. Inv. 1665-1666), Introd., ed. et comm., with an English Summary. Strasbourg; В.; ?. ?., 1999. В рус. пер.: ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты. Ч. I. 1989, с. 330-414. Другие издания и пер.: Bollack J. Empedocle. T. 1-3. P., 1965-1969 (критич. изд. «О природе и комм.); The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments. Ed. N. Van der Ben. Amst., 1975; Empedocles: The extant fragments. Ed. by M. R. Wright. N. Hav., 1981 ; InwoodB. The Poem of Empedocles. A Text and Translation with an Introduction. Tornt., 1992 (rev. ed. 2001); «Очищения»: Zuntz G. Persephone. Oxf., 1971; Empedocle. Les Purifications. Un projet de paix universelle. Ed., trad, et comm. par J. Bollack. P., 2003.
    Лит.: Kranz W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschopfung. ?., 1949; O'Brien D. Empedocles' cosmic cycle. L.; N. Y., 1969; Kingsley P. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography, - Phronesis 39, 1994, p. 235-254; Long A. A. Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, - The Presocratics. Ed. by A. P. D. Mourelatos. Garden City, 1974, p. 397-425; Van der Ben N. The Strasbourg Papyrus of Empedocles: Some Preliminary Remarks, - Mnemosyne 52, 1999, p. 525-544; O'Brien D. Empedocles: The Wandering Daimon and the Two Poems, - Aevum n. s. 1, 2001, p. 79-179; Kingsley P. Empedocles for the New Millenium, -AncPhil 22,2002, p. 333-413; Studi sul pensiero e sulla lingua di Empedocle. A cura di L. Rossetti e C. Santaniello. Luglio, 2004; Семугикин А. В. Эмпедокл. М., 1985.
    А. В. ЛЕБЕДЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 589
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • бог как источник и гарант познания
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Животные как модели (animal models)
  • Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • Нихон Дзека Рохо (Нихон Каннон Кедан, Учение Мессии, Японская Асоциация Целительского Очищения)
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
  • пять элементов
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • философия физики
  • Фрейм как если бы
  • ЭЛЕМЕНТОВ ДУХИ
  • ЭМПЕДОКЛ
  • ЭМПЕДОКЛ
  • Эмпедокл
  • ЭМПЕДОКЛ из Акраганта
  • ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА, СИЦИЛИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь