Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку.

Часть 5. «Углубленный анализ из ролей»

Процедура: Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые.

Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка»:

  • Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?
  • Что вас заставило сделать это?
  • Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?
  • Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
  • Чем в себе вы гордитесь?
  • Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
  • Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.

Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.

Часть 6. «Деролинг»

Процедура: Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

III. Этап – Завершение

Цели: получение обратной связи; самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы: нет.

Время: 15 мин.

Упражнение «От себя» [1, с.170]

Цель: самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы: нет.

Время: 15 мин.

Процедура: Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:
  • Как чувствовали себя участники в той или иной роли?
  • Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?
  • Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?
  • Что удивило в мнениях участников группы?
  • Что было неожиданным?
  • Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?
Литература:
  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / Вачков И.В. – М: Пресс, 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
  4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Д.Б. Кудзилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2003. – 146 с.
  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / Пропп В.Я. – М. : Лабиринт, 1998. – 108 с.
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д.Ю. – М. : Эксмо-пресс, 2001, – 224 с.

Автор: Илона Джибладзе

Просмотров: 17581
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Арт-терапевтический тренинг самопознания и рефлексии
  • Байка «Русская народная сказка Три медведя»
  • Игра «Cекретная сказка»
  • Игра «Мне необходима помощь!..»
  • Игра «Поиграем в театр»
  • Игра «Разные голоса»
  • Игра «Сказочные зайцы»
  • Магнитный театр «Зимовье зверей»
  • Процедура «С три короба»
  • Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»
  • Сказкотерапия конфликтного поведения
  • Сказкотерапия фрустрации
  • Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе
  • Упражнение «Диалог масок»
  • Упражнение «Добрый – злой, веселый – грустный»
  • Упражнение «Завтрак с героем»
  • Упражнение «Запишем сказку»
  • Упражнение «Интервьюеры»
  • Упражнение «Любимый герой»
  • Упражнение «Маски животных и растений» или «В другом образе»
  • Упражнение «Мои любимые герои»
  • Упражнение «Мои недостатки»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Первая проба на роль»
  • Упражнение «Сказка в шесть кадров»
  • Упражнение «Сказка втроем»
  • Упражнение «Сказочники»
  • Упражнение «Я – звезда»
  • Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось»
  • Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь