Маркузе (Marcuse) Герберт (1898 – 1979)

немецко-американский философ, социолог и социальный психолог. Д-р философии (1922), профессор Колумбийского, Гарвардского, Калифорнийского ун-тов и ун-та в Сан-Диего (Калифорния, 1965-1979). Один из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. Изучал философию и экономику в Берлинском и Фрайбургском ун-тах. После завершения учебы занимался различными философскими исследованиями, в том числе по марксистской философии истории. С 1927 г. сотрудничал с Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. В 1932 г. опубликовал работу "Онтология Гегеля и основание теории историчности". Приступил к разработке собственной версии критической теории буржуазного (индустриального) общества. В 1933 г. работал в Институте социальных исследований (Франкфурт), где сотрудничал с Т. Адорно, М. Хоркхаймером и др. В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в Швейцарию (Женеву), а в 1934 г. - в США. Преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др. В 1939-1945 гг. работал в информационных органах Управления стратегической разведки США. В 1941 г. опубликовал книгу "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории", в которой критиковал нацистскую интерпретацию философии Гегеля. В 1951-1953 работал в Колумбийском и Гарвардском ун-тах, в т. ч. в "Русском исследовательском центре". В 1955 г. опубликовал книгу "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда" (в немецком издании 1965 г. - "Структура инстинктов и общество"), в которой изложил оригинальные философско-социологические идеи фрейдомарксистского толка. Предлагая современное философское толкование З. Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидозных трудовых отношений, в общем понимаемых как социально полезная деятельность, не сопровождающаяся репрессивной сублимацией. Движение в этом направлении, по М., предполагает преодоление прибавочной (дополнительной) репрессии (подавления), порождаемой преимущественно современными формами производства и отчужденного труда. В этой связи придавал большое значение превращению труда в свободную игру человеческих способностей. Исследовал происхождение и диалектику репрессивной цивилизации, но в отличие от З. Фрейда, считавшего, что репрессивный характер цивилизации не может быть изменен без катастрофических последствий, призывал к преодолению репрессивного изобилия для формирования нового мира человека, соответствующего его инстинктам жизни. Предложил версию нового понимания принципа реальности и исследовал возможности развития инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации. Развивая учение З. Фрейда, сформулировал и развил идеи о полиморфной сексуальности, прибавочной репрессии, принципе производительности, самосублимировании сексуальности и др. В 1950-70-х гг. работал профессором Колумбийского ун-та и ун-та в Сан-Диего. Одновременно занимался исследованием различных, преимущественно, философских проблем. Получил широкую известность как автор понятий и концепций "одномерного человека" и "одномерного общества", изложенных в книге "Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого индустриального общества" (1964). Утверждал, что современная идеологизированная индустриальная культура, главным образом в лице изготовителей политики и их наместников в сфере массовой информации, интегрирует любую оппозицию и альтернативы и формирует "одномерное мышление и поведение" людей. В силу этого обстоятельства в современном индустриальном обществе появился новый массовый тип "одномерных" людей, утративших способность социально-критического отношения к сущему и ориентированных на потребление и автоматический конформизм. Констатировал, что революционная инициатива переходит к различным "аутсайдерам". Полагал, что началом и движущей силой социальных изменений должен стать "Великий Отказ" от традиционных ценностей, перерастающий в культурную революцию, обеспечивающую обретение новой чувственности и освобождение людей от тотального контроля. В ряде книг, в том числе в "Психоанализ и политика" (1968), "Эссе об освобождении" (1969) и др., критиковал современное индустриальное общество за его сверхрепрессивность и распространение ложных потребностей. Идеи и концепции М. были использованы в качестве теоретического фундамента движением "новых левых" во второй половине 1960-х гг., которое ориентировалось на тотальную революционную войну против репрессивной культуры и всего капиталистического общества. В 1972 г. в работе "Контрреволюция и бунт" М. откорректировал свои концепции и дистанцировался от леворадикального движения. М. так же автор книг "Советский марксизм. Критическое исследование" (1958), "Культура и общество" (1965), "Идеи к критической теории общества" (1969), "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др. В рус. пер. издано: "Очерк об освобождении", М., 1970; "Одномерный человек", М., 1994; "Эрос и цивилизация", Киев, 1995.
Просмотров: 1330
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Адорно (Adorno) Теодор (1903 – 1969)
  • Балинт (Balint) Майкл (1896 – 1970)
  • Брилл (Brill) Абрахам (1874 – 1948)
  • Вейс (Weiss) Эдуардо (1889 – 1970)
  • Виттельс (Wittels) Фриц (1880 – 1951)
  • Вульф Моисей Владимирович (1878 – 1971)
  • Вышеславцев Борис Петрович (1877 – 1954)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гельпах (Hellpach) Вилли (1877 – 1955)
  • Гольдштейн (Goldstein) Курт (1878 – 1965)
  • Делез (Deleuze) Жиль (1926 – 1995)
  • Каннабих Юрий Владимирович (1872 – 1939)
  • Кардинер (Kardiner) Абрам (1892 – 1981)
  • Крис (Kris) Эрнст (1900 – 1957)
  • Лагаш (Lagache) Даниэль (1903 – 1972)
  • Лейнг (Laing) Рональд (1927 – 1989)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (1884 – 1942)
  • Мамардашвили Мераб Константинович (1930 – 1990)
  • Нашт (Nacht) Саша (1901 – 1977)
  • Райх (Reich) Вильгельм (1897 – 1957)
  • Рапапорт (Rapaport) Дэвид (1911 – 1960)
  • Рейснер Михаил Андреевич (1868 – 1928)
  • Рисмен (Riesman) Дэвид (1909 – 2002)
  • Рохейм (Roheim) Геза (1891 – 1953)
  • Фельцман Осип Бенционович (1875 – 1919)
  • Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889 – 1976)
  • Шерозия Аполлон Епифанович (1927 – 1981)
  • Шильдер (Schilder) Пауль (1886 – 1940)
  • Штекель (Stekel) Вильгельм (1868 – 1940)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь