Воспитательные отношения, их типология

Главным условием успешности воспитания являются воспитательные отношения (между воспитателями и воспитанниками, между самими воспитателями, между самими воспитанниками...

И.П. Иванов теоретически и методически обосновал возникшие в истории воспитания типы объективных воспитательных отношений.

Авторитарные отношения (прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства) – это такие отношения, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый общественно необходимый опыт (политический, трудовой, нравственный, эстетический) и организуют для усвоения этого опыта пассивно-подражательную или исполнительную деятельность воспитанников. Увы, нередко, некоторые родители и педагоги используют этот тип отношений как основной.

Отношения «свободного воспитания» возникают как антипод авторитаризма: воспитатели тоже передают готовый опыт, но не организуют их деятельность. Воспитанники могут усваивать этот опыт, а могут и нет; они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт. Таким образом воспитатели выступают в роли помощников, а воспитанники действуют как свободные и самостоятельные. В этих условиях деятельность воспитанника неизбежно принимает эгоистический, потребительский характер, ибо без участия старших он не может сам заботиться об улучшении окружающей жизни.

Отношения «чрезмерной опеки» – отношения, в которых воспитатели передают готовый опыт и организуют активную и даже творческую деятельность, а воспитанники овладевают этим опытом. А.С. Макаренко называл это такими видами ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, «любви». Такие отношения, весьма распространенные в практике воспитания, не позволяют воспитать творчески мыслящих и самостоятельно действующих людей.

Отношения «разумной опеки» – отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя их активную творческую деятельность. При этом воспитатели выступают в качестве наставников, мастеров. Эти отношения характеризуются сотрудничеством детей и взрослых во всех сферах жизни. Отсюда вытекает закономерность: «чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, творческая забота об окружающих людях и себе» (И.П. Иванов).


Просмотров: 6484
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Абилитация
  • Абилитация социально-психологическая детей и подростков
  • Активность общения
  • Амплификация педагогическая
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Воспитательное воздействие и методический прием
  • Дидактика: теория и практика обучения (образования)
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Личностно-центрированная терапия
  • Модель, учитывающая «зрелость исполнителей»
  • Мужской и женский гомосексуализм
  • Неприязненные отношения между людьми
  • Общественные отношения и межличностные отношения
  • Основные задачи и принципы семейного воспитания
  • Основные категории педагогики
  • Педагогика сотрудничества
  • Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
  • Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Предмет педагогики
  • Принцип коллективности воспитания
  • Психотерапия в методике воспитательного воздействия
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Семейная социализация
  • Семейное воспитание и семейная педагогика
  • Система Фребеля
  • Социальная агнозия
  • Структура трудового коллектива
  • Сущность и структура педагогического процесса
  • Характеристика педагогической деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь