загрузка...

«В мире природы»

Авторы экологического программного модуля – опытные педагоги в области природоведческого обучения дошкольников – Ж.Л. Новикова и В.Н. Сахарова.

Модуль «В мире природы» представляет собой программно-методическое пособие по экологическому развитию детей-россиян в возрасте от трех до семи лет (независимо от их национальной принадлежности, типа темперамента и особенностей характера, а также места проживания и домашних условий).

Аббревиатура «РОСИНКА» раскрывает следующие качества ребенка, которые формируются у него:

  • Разумный – природа развивает и подсказывает разумные решения многих вопросов;
  • Ответственный – дошкольнику становится понятным лозунг «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
  • Самостоятельный – ребенок может самостоятельно вырастить цветок, дерево;
  • Инициативный – он постоянно в поиске ответов на многие вопросы;
  • Наблюдательный – ему интересно наблюдать изменения, происходящие в природе;
  • Коммуникативный – дети учатся общению со всеми обитателями дома «Природа»;
  • Активный – дети с удовольствием принимают участие в создании условий для жизни обитателей уголка природы.

Своеобразие модуля «В мире природы» заключается в том, что его воспитательно-образовательная система раскрывает все виды работы с детьми по экологической деятельности:

  • наблюдения в природе;
  • опыты (и демонстрации опытов педагогами) с природными объектами;
  • фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
  • организацию дежурств и трудовых поручений (посильных дошкольникам), выполняемых как в помещениях, так и в природе.

Программа «В мире природы» предусматривает активное применение современных средств обучения и информационной педагогической технологии.

В программе учтено, что актуальные проблемы развития современного общества и осознание экологической ответственности требуют в первую очередь обеспечить экологическое образование подрастающего поколения. Учитывается при этом, что экология – молодая наука, которая становится в нашей стране одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека и природы. В связи с этим очень важно уже с раннего возраста детей формировать у них понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего для всего человечества дома – планеты Земля.

В пособии «В мире природы» раскрываются методы воспитания, затрагивающие эмоции детей и вызывающие радостные переживания при общении с природными объектами, их особенностями.

В разделе «Воспитательно-образовательные задачи по программе «РОСИНКА – В мире природы» методика решения этих задач показана по темам о живой и неживой природе.

В темах о живой природе малыши изучают жизнь живых организмов – растений, грибов, животных. В темах о неживой природе даются экологические сведения о небесных телах (звездах, планетах), о воздухе, воде, почве и т.д. Информация на занятиях подается с экологических позиций, с учетом мониторинга природных объектов под влиянием факторов, положительно влияющих на природу или вредящих ей (например, загрязняющей природу человеческой деятельностью).

В разделе «Формирование у дошкольников положительного отношения к природе» охарактеризованы такие виды экологического воспитания детей, как познавательное (формирование представлений о мире природы в целом); перцептивно-эмоциональное (формирование положительного отношения к окружающей природе, ее объектам); практическое (формирование склонностей у дошкольников к проявлению у них позитивных взаимосвязей и взаимодействий с природой).

В разделе «Формирование практических умений и навыков взаимодействия дошкольников с природой» раскрываются принципы организации этой экологической деятельности детей.

Разделы «Особенности развития дошкольников, влияющие на качество и степень взаимодействия детей с природой» и «Источники мотиваций дошкольников к природоведческой деятельности» посвящены комплексному подходу к экологическому воспитанию, в ходе которого развитие детей проходит на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой, с учетом особенностей мотивационной направленности дошкольников при организации занятий.

Ценным включением в пособие по экологическому воспитанию детей является раздел «Методы контроля, определяющие отношение дошкольников к природе», в котором детально объясняется, как педагоги могут определять степень развития предпосылок у малышей для формирования субъективно-этического отношения к природе; как определить развитие у детей познавательного интереса и мотивационной направленности к природоведческой деятельности.

Информационный материал пособия поясняет на практических примерах, что на реализацию формирования экологического сознания дошкольников влияют также определенные условия и факторы. К условиям авторы относят:

  • методику обучения и воспитания детей;
  • семью ребенка, ее отношение к природе и к семейным традициям;
  • отношение к природе у сверстников, значимых для ребенка.

К факторам относят:

  • время проживания (длительность) в данной местности;
  • место (географическое) проживания;
  • непосредственное природное окружение ребенка (например, природный участок детского сада).

Авторы приводят в пособии рекомендации и советы для проведения занятий с детьми по их возрастным категориям (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет), раскрывая кратко содержание каждого блока занятий (с перечислением тем и подтем) и ход работы с детьми по экологической тематике.

В содержании тем предусмотрены такие важные критерии обучения, как актуализация, доступность и наглядность изучаемого материала, развитие биологических и экологических понятий, межпредметные связи (с природоведением, ОБЖ, трудовым и эстетическим обучением) и пропедевтика знаний (особенно в старшей и подготовительной группах), что поможет в дальнейшем обучении детей в начальной школе – лучше усваивать природоведческий материал, сведения о живой и неживой природе, о бережном отношении к ней.

В блоках занятий приведены практические задания для детей (посильные для их возраста), характеристика природных объектов, наблюдений в природе, рекомендации по уходу за домашними животными и комнатными растениями, по изготовлению детьми (вместе со взрослыми) кормушек для птиц, по выполнению аппликаций, рисунков, макетов, а также по проведению экскурсий в природу, разучиванию песен и стихов о природе. Почти в каждой учебной теме указаны названия книг, чтение отрывков из которых оживляет занятия.

«Красной нитью» через все содержание пособия «В мире природы» проходит природоохранная тема – одна из главных основ экологического воспитания.


Просмотров: 2621
Категория: ПЕДАГОГИКА






Другие новости по теме:

  • «В мире прекрасного»
  • «Расту здоровым»
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Карта обследования жизненного пространства ребенка
  • Классный час
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • Нужно ли формировать умение учиться у дошкольников?
  • Основные задачи и принципы семейного воспитания
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Особенности коррекционно-развивающей работы
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Паспорт пространства развития ребенка в семье
  • Потребность задавать вопросы у дошкольников
  • Примерная схема характеристики ребенка
  • Принцип природосообразности воспитания
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Программа «Дружные ребята»
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Просветительское направление
  • Рекомендуемая литература
  • Система «РОСИНКА»
  • Технология ТРИЗ
  • Философия религии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь