Виды памяти

Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.

Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.

Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее воспринятый объект во всех его деталях и может последовательно «рассматривать» его деталь за деталью.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает   его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда – являются основными стимулами высоконравственных поступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновенно воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л.Н. Хромова, является промежуточной между основными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме образа-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в кратковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепилась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, активизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запечатления образов-икон.

В противном случае информация быстро исчезает из сознания субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забывания полученной информации. Чтобы активизировать работу буферной памяти авторы разработали систему упражнений, направленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговременную память.

Таким образом, основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта и специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.


Просмотров: 2433
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • 2.4. Особенности проявления памяти
  • Амнезия
  • Вербальная память
  • Виды памяти
  • Воспоминание
  • Жане Пьер
  • Иконическая память
  • Индивидуальные различия в памяти
  • Индивидуальные различия памяти у людей
  • Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти»
  • Образная память
  • Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
  • Памяти индивидуальные различия
  • Память
  • Память
  • Память буферная
  • Память в системе познавательной деятельности
  • Память долговременная
  • Память иконическая
  • Память кратковременная
  • Память оперативная
  • Память сенсорная
  • Память смысловая
  • Память эхоическая
  • Память, как психический познавательный процесс
  • Проспективная память
  • Совершенствование психических процессов в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Типы памяти
  • Уровни проявления продуктивной памяти
  • Эйдетическая память у дошкольника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь