Жизненный цикл семьи

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  2. семья молодоженов;
  3. семья с маленькими детьми;
  4. семья с подростками;
  5. выход повзрослевших детей из семьи;
  6. семья на поздней стадии развития.

В.А. Сысенко выделяет:

  1. совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни;
  2. молодые браки – от 5 до 9 лет;
  3. средние браки – от 10 до 19 лет;
  4. пожилые браки – более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

  1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
  2. Брак – принятие супружеских социальных ролей.
  3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
  4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
  5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
    Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
  6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье – это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

  1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
  2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
  3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая, депрессия, землетрясение и т.п.);
  4. биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);
  5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);
  6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).


Просмотров: 4483
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология семьи и семейных отношений




Другие новости по теме:

  • Витакер (Witaker) Карл (1912 – 1995)
  • Вторичные (второстепенные) психологические проблемы семьи
  • Интервью по генограмме
  • К миру и гармонии
  • Консультирование супругов по межличностным проблемам
  • Межсемейный конфликт
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Механизмы интеграции семьи
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Наскоро сшитая – тоже семья!
  • Основные задачи и принципы семейного воспитания
  • Основные понятия психологии семьи
  • Основные требования к работе с супружеской парой
  • Паспорт пространства развития ребенка в семье
  • Планирование брачных дел
  • Проблемы молодой семьи
  • Психология семьи и брака
  • Психология семьи как система
  • Семейная социализация
  • Семейное воспитание
  • Семейные мифы
  • Семейные правила
  • Семья и брак
  • Семья как целостность
  • Современные исследования семейно-брачных отношений
  • Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
  • Социология семьи
  • Структура семьи
  • Структура семьи
  • Функции семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь