Экзистенциально динамическая группа. Работа терапевта.

Из анализа группового процесса экзистенциально динамической группы в институте Гуманистической и Экзистенциальной психологии (Бирштонас, Литва)

Автор: Егор Рогожников

Что способствовало/мешало самораскрытию участников, обсуждению своих трудностей и их решению.

Способствовало самораскрытию участников, обсуждению своих трудностей и их решению следующее:

со стороны терапевта:

  • внимательность, чуткость терапевта к малейшим проявлениям чувств участников.
  • Помощь, поддержка и стимулирование проживания и выражения болезненных чувств.
  • Аккуратное возвращение участников в значимые темы, прозвучавшие ранее.
  • Терапевт помогала удерживать глубину.
  • Фокусированием на запросах участников.
  • Позволение терапевтом самой себе становиться на позицию равную участникам, способность следовать за группой, способность делиться своими чувствами.
  • Фокусировка участников на их чувствах и на взаимодействиях между собой.
  • Конфронтирование защитных позиций, ролей и поведения участников.
  • Забота о безопасности и доверии в группе.
  • Со стороны участников:

  • смелость и открытость участников с первого дня делиться глубокими, личными чувствами о потерях, утратах, страхах, боли.
  • Привнесение в группу сновидений участников и работа с ними.
  • Чувствовалась в группе сопереживание, вовлеченность, уважение и безоценочное присутствие со стороны участников, как во время своих самораскрытий, так и при самораскрытиях других участников.
  •  Что мешало: боязнь неопределенности  и непредсказуемости конфронтационных межличностных взаимоотношений. Страх того, что выражение "негативных" чувств может выйти из под контроля. Боязнь того, что своими интенсивными и заряженными чувствами участники могут нанести травму другому, ранить его, причинить боль. А вот, что участникам не давало вынести на группу свои страхи, поделиться ими..? Возможно, что не хватило мужества и честности в признании своей беспомощности и в своём не умении быть в открытых и уязвимых отношениях и в своём, зачастую, осознаваемом только ретроспективно, стремлении сглаживать углы, и быть удобным как для других, так и для самих себя, поддерживая иллюзию безопасности, но теряя, при этом, возможность быть в более близких и искренних отношениях.

    Преобладающие способы взаимодействия участников группы

    В группе преобладали прямые взаимодействия между участниками и между участниками и терапевтом. В основном и участники, и терапевт, напрямую обращались к конкретным другим, но в то же время глубина обращения была достаточно поверхностной. Чувствовался дефицит выражения взаимопереживания, т.е. того слоя взаимоотношений, который открывает то, как мы переживаем друг друга, как мы относимся друг к другу, как мы переживаем переживание нас другими, как я на самом деле воспринимаю себя в отношениях с тем или иным участником, как я воспринимаю другого в отношениях с собой и т.д.

    Для меня этот слой взаимоотношений так и остался не раскрытым в достаточной степени, возможно именно это, а так же отсутствие более развёрнутых взаимоконфронтаций и послужило тем, что затормозило дальнейшее развитие группы в целом и групповой сплоченности в частности.

    Терапевтическое мировоззрение терапевта группы, и в чем оно проявлялось.

    Мировоззрение терапевта, для меня, проявлялось в её позиции, которую в свою очередь я бы охарактеризовал как активную, действенную, открытую, со способностью идти на риск, позволять себе ошибаться, направленную на совместность прохождения и преодоления трудностей, на событиё вместе с участниками, быть со-участником процесса. Смелость быть проводником в лабиринтах с высоким уровнем неопределенности и непредсказуемости, гидом в потаённые «подвалы»  и заброшенные «чердаки». Смелость «вызывать огонь на себя». Если обобщить то, мировоззрение терапевта я выразил бы так: только через со - вместность, со - причастность, вовлеченность, со-бытиё, личную ответственность за происходящее возможно движение вперёд. Только через смелость принятия, глубинного понимания, открытого выражения того, что есть, возможны изменения. Если проводить спортивную аналогию, то позиция похожа на позицию играющего тренера. Если от противоположного то работа терапевта была не с группой, не над группой, а вместе с группой, как одна из частей целого.

    Особенности стиля работы терапевта (директивность/недирективность; ориентация на процесс/результат; эмоциональность/рациональность и др.);

    В целом, я бы отметил сбалансированность ориентации терапевта между процессом и результатом. Что касается директивности – недирективности: я бы назвал стиль терапевта гибко директивным со способностью чутко воспринимать обратную связь и корректировать собственные действия. Про эмоциональность – рациональность: с перспективы отклика и реагирования – чувствовалась эмоциональная включенность терапевта, а с перспективы конкретизации запросов, фокусирования участников на их чувствах и проблемах, отношения ко времени жизни группы – явственно присутствовал компонент рациональности.

    Степень структурирования процесса работы.

    Степень структурированности процесса работы группы ощущалась на этапе сбора банка трудностей, запросов на работу участников, в завершающей стадии группы, а так же в начале отдельных сессий, в процессе работы группы, структурированность выражалась в ориентации внимания участников на их запросы и на поддержание необходимой «температуры» в группе для продуктивной работы. В остальном, по моим ощущениям, группа жила и не жила в создаваемом собственными усилиями пространстве, с достаточно высоким уровнем неопределённости и спонтанности.

    Динамика отношений между терапевтом и участниками группы (деление властью и ответственностью за жизнь группы и за результаты работы);

    По-моему мнению, терапевт оставляла достаточно пространства в группе для проявления власти и принятия ответственности участниками, но участники как то не стремились брать власть и ответственность в свои руки. Были отдельные попытки инициировать те или иные процессы в группе со стороны отдельных участников, но они не получили дальнейшего развития. Группа как бы плыла по течению, иногда погружаясь глубже, затем выныривая, после, опять погружаясь, но ни «рулевых», ни активных «гребцов», направляющих и движущих наш «плот» в определённом направлении так, к сожалению, и не выявилось.

     

     Бирштонас, октябрь 2017



    Просмотров: 332
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Что такое "отбор участников" на психотерапевтическую группу? И зачем он нужен? 
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Клиентская группа. Инсайты участников. Часть №1
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Как я пришел к танцам. Ощущения участников.
  • Включение в психотерапевтическую группу новых участников
  • ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА Памятка для участников лидерских тренингов личностного роста
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников.
  • Рекомендации "из первых рук" для участников программы Au Pair
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников. Продолжение.
  • Вниманию участников психологических групп в соц. сетях или Стоит ли читать о психологии?
  • Особенности личностных смыслов у участников групп экзистенциального опыта
  • Зависимые отношения: роли участников и основные признаки.
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Сексуальные домогательства. Психологический портрет участников
  • Любовники, любовницы - норма современности или психологическая незрелость личностей участников?
  • Психолингвистический анализ показаний участников предварительного расследования
  • Психологическая реабилитация дезадаптированных участников деструктивных культов
  • Кто я? Самоопределение в предметах. Мнения участников. Часть 2
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Тренинг и психодиагностика: Психодиагностика личности участников психологических тренингов
  • Что для меня терапия?-2 (взгляд терапевта)
  • Подробнее о процессе роста через травму развития. Работа терапевта (3 часть)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь