Низкая самооценка! Помогите... Часть 2: Истоки САМОЦЕННОСТИ

Изучая статистику просмотра статей, с удивлением обнаружила, что тема

« Низкая самооценка! Помогите…» является самой популярной.

Предлагаю читателям поразмышлять об этом еще раз…

Так что же такое «самооценка», почему так важна для нас, из чего складывается, и какое влияние оказывает на наш жизненный путь… 

         Вообще, существует множество определений этого феномена в психологии.  В моем понимании,  это  -  прежде всего  ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха в своей жизни.

Как  происходит процесс формирования самооценки ?

В первую очередь, необходимо отметить, что самооценка не передается по наследству, а приобретается в процессе взаимодействия ребенка с миром.

         И начинает  формироваться  она в семье, созданной  родителями:  маленький ребенок  еще не имеет собственной шкалы оценки своей жизни и вынужден полагаться на опыт окружающих его людей, и в первую очередь, на опыт своих родителей.  Поэтому,   в  первые годы жизни самооценку ребенка формируют именно они.

         И здесь будет иметь огромное значение характер отношений родителей с ребенком.

 Ждали  ли  появления этого малыша  в семье  или он появился «случайно», считаются ли родители с мнением крохи или для них важны собственные приоритеты в выборе предполагаемого поведения их  чада,  проявляется ли уважение к его собственным потребностям  и желаниям со стороны взрослых и какой стиль воспитания является предпочтительным в данной семье? Отвечая на эти и многие другие вопросы, мы можем понять причины формирования низкой самооценки.

 «Опять уронил, растяпа!», «Посмотри, на кого ты похож, неряха!», «Простых вещей не понимаешь, бестолочь!», - не правда ли, знакомые нам ноты того или  иного стиля родительского воспитания?   

Причины такой реакции родителей на поведение ребенка по сути очень просты.  Многим из нас и в голову не приходит, что те «простые» действия (на наш взрослый взгляд), которые совершает ребенок, он совершает их в ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ!

Осознайте, как сложно для малыша  впервые надеть колготки, завязать шнурки, вымыть (!!!) чашку и т.д.  А ведь это подвиг (по-двиг) для него, то есть  проявление способности к движению, а следовательно - к развитию!  

А для взрослых  - возможность либо создавать позитивное подкрепление  действий ребенка, проявления его активности, и  формировать  таким образом самоуважение малыша, либо жестко критиковать…

Причем зачастую критикуются не поступки ребенка, а сам ребенок!!! «Растяпа, бестолочь, неряха»  - это и есть результат такой оценки.   Чем больше таких ярлыков взрослые навешивают на ребенка, тем больше страдает его самооценка.

 И хотя, по мере взросления круг взаимодействия ребенка  с миром увеличивается,   включаются другие факторы влияния,  роль родителей сохраняется в течение всего периода взросления.

Поэтому, если в детско-родительских отношениях отдается приоритет уважительному отношению, позитивному подкреплению поступков ребенка, то в будущем  на основе таких оценок окружения у человека формируется внутренняя гордость за результаты своей деятельности,  свобода  собственного выбора.

Если приоритет отдается критике, навязыванию ребенку собственных решений, в результате формируется образ «неудачника», не способного ни к принятию решений, ни к собственным выборам в жизни. Именно это является корнями нашей неуверенности, неспособности проявить себя в социуме, невозможности добиться успеха и т.д.

Поэтому, уважаемые взрослые, помните:

Вашу самооценку когда-то  формировали ваши родители, сейчас Вы формируете самооценку своих детей!

Если без конца повторять своему чаду, что он ничего не знает, не умеет и ничего-то никогда у него не получится, то вполне возможно, что однажды Ваш ребенок и в самом деле в это поверит, а тогда – проблемы самоценности ему гарантированы.

Что бы ни произошло, рекомендуется критиковать сам проступок, а не его виновника: ребенку важно знать, что Вы его любите таким, каков он есть!

Создайте для него точку опоры, и он обязательно станет великим.

 



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Самооценка: что же это такое на самом деле и как ее повысить?
  • Низкая самооценка ребенка: причины, следствие, коррекция.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь