Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Судебные разбирательства, затрагивающие брачно-семейные отношения, относятся к таким гражданским и уголовным делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. При рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, к числу обстоятельств, необходимых для установления относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; возраст детей, особенности их развития; характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребенком; отношение детей к родителям; положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка.

Основная цель экспертизы детско-родительских отношений - диагностика возможного негативного влияния индивидуально-психологических особенностей родителей (или другого воспитателя) на психологическое состояние и особенности психического развития ребенка.

Согласно ч.1 ст. 66 СК РФ право родителя, проживающего отдельно, на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребёнка образования» может быть реализовано только в том случае, «если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию». Во избежание судебных ошибок, имеющих колоссальное значения для судьбы каждого малолетнего целесообразно выяснение всех обстоятельств гражданского дела по вопросу о месте проживания ребёнка/порядке встреч, в том числе

 

Правовая норма

Правовые категории

Психологические и клинические категории

Ст.65 СК РФ

Нравственные и иные личные качества родителя

Индивидуально-психологические особенности родителя; психические расстройства родителя

Ст.65 СК РФ

 

 

Ст. 66 СК РФ

Возможность родителя создания условий для воспитания и развития

Непричинение вреда психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию вследствие общения с ребёнком

Возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребёнка

 

Указанные обстоятельства являются психологическими, поэтому при рассмотрении гражданских дел, связанных со спорами о праве на воспитание детей, в ряде случаев необходимо применение специальных знаний. Судебные психологи (эксперты, специалисты) могут помочь выяснить ряд обстоятельств, необходимых для вынесения судебного решения. Так, наряду с решением прочих вопросов, специалисты в области психологии могут дать оценку влияния на детей, их психическое состояние и развитие поведения родителей, сложившейся между родителями конфликтной ситуации, а также оценить привязанность ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и психического развития, динамики семейного конфликта. Судебным психологам, занимающимся экспертными исследованиями брачно-семейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них, известен тот факт, что зачастую в таких ситуациях между родителями, при отсутствии соглашения по данному вопросу, складываются конфликтные отношения. При этом они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Поэтому к моменту судебного разбирательства ребенок, как правило, уже длительное время находится в психотравмирующей ситуации, что находит отражение в его поведении, высказываниях, а также негативно влияет на его эмоциональное состояние, психическое развитие в целом

 

Ребенок, втянутый в конфликт между родителями, оказывается в так называемом конфликте лояльности, который предъявляет ребенку слишком большие требования и наносит вред его психическому развитию. Родители сознательно или бессознательно ищут в детях союзников – создавая два противоборствующих лагеря, супруги вынуждают ребенка принять чью-либо сторону, выбрать, с кем быть. Вместе с тем известен тот факт, что необходимым условием для благоприятного психологического и эмоционального развития любого ребенка является регулярное общение с обоими родителями, а также наличие стабильных условий воспитания. Ограничения в контактах с отсутствующим родителем часто сопровождаются попытками опекающего родителя сформировать у ребенка негативный образ другого родителя путем искажения и представления односторонней информации о нем и мотивах его поведения. Стремление одного родителя привлечь ребенка на свою сторону, очернить в его глазах другого родителя, приписать ему желание причинить вред, обвинить в пренебрежении физическим и душевным благополучием ребенка квалифицируется зарубежными исследователями как «синдром родительского отчуждения». В результате такого влияния ребенок уже самостоятельно начинает демонстрировать исключительно позитивные чувства по отношению к одному родителю и чувства ненависти и враждебности – к другому, отказывается от контактов с отдельно проживающим родителем без достаточно веских причин. Однако становится очевидным, что зачастую такое поведение ребенка обусловлено влиянием одного из родителей и желанием ребенка избежать непереносимых противоречивых чувств, возникающих по отношению к обоим родителям и к ситуации в целом.

Ситуация оказания давления на ребенка со стороны одного из значимых для него взрослых приводит к развитию эмоциональной напряженности, повышенной тревожности, отсутствию чувства безопасности, вплоть до подсознательного страха перед наказанием за поведение, не соответствующее ожиданиям родителей [7]. Известен тот факт, что ребенок, проживая с одним из родителей, неосознанно усваивает его отношение к другим лицам, вовлеченным в конфликт (другому родителю, бабушкам, дедушкам и прочим родственникам). Такое неосознанное принятие позиции значимого взрослого блокирует проявление истинных чувств, которые ребенок испытывает к родителю, не включенному в тот момент времени в круг лиц, постоянно взаимодействующих с ним. Зачастую в таких ситуациях дети активно декларируют, на словах сообщают о своем отрицательном отношении к одному из родителей (обычно к тому, с кем ребенок на данный момент не проживает), однако, как показывает экспертная практика, психологическое исследование выявляет при этом эмоциональную привязанность, принятие «отвергаемого» родителя, позитивное к нему отношение, потребность в эмоциональной близости, общении с ним.

 

С десятилетнего возраста ребенка решающее значение при решении вопроса о его местожительстве придается его желанию, однако искренность этого желания зачастую возможно определить лишь в процессе целенаправленного психологического исследования. Так, конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния – чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинного отношения к каждому из родителей необходима специальная работа психолога, компетентного в данных вопросах.

 

На протяжении 19-20 вв. проводились исследования различных психологических особенностей детей применительно к оценке их способности давать показания, а также предпринимались попытки выделения критериев достоверности или недостоверности детских показаний. При этом изучались особенности восприятия и способности к воспроизведению информации, влияние  внушения на детские показания. В детском возрасте особенно ярко могут выступать возможности искажения информации. Причины такого возможного искажения кроются в особенностях детской психики. Известно, что детям (в том числе и младшего школьного возраста) свойственна более высокая внушаемость по сравнению со взрослыми. Окружающие путем пассивной или активной индукции могут воздействовать на ребенка, навязывать ему свое мнение вплоть до полной замены высказываний [5]. Также дети обладают признаками повышенной конформности, которая, в первую очередь, проявляется в стремлении угодить значимому взрослому, поступать так, как от него ожидают. Они склонны соглашаться с мнением значимого окружения, чувствительны к эмоциональной составляющей коммуникации, поэтому хорошо чувствуют, какого ответа от них ожидает взрослый. Они подчиняемы и подвержены влиянию со стороны значимых для них взрослых, при этом у них недостаточно сформированы способности к полной, всесторонней, критической оценке происходящих событий, прогнозу последствий своих действий, ограничены возможности осмысления событий при их восприятии, они не всегда способны к самостоятельному принятию решений.

Процедура проведения судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений включаетв себя несколько этапов:

1. Изучение экспертов всех материалов гражданского дела

2. Каждый член семьи (мать, отец, ребёнок) проходит индивидуальное обследование (беседа и тесты) на предмет индивидуально-психологических особенностей, родительских стилей воспитания и уровня развития ребёнка, его действительного отношения к родителям и пробы на совместную деятельность ребёнка с каждым из родителей.

3. Обработка полученных данных и составление экспертного заключения.

Список использованной литературы:

  1. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей: Методические рекомендации. – М., 2004. .
  2. .Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. – М.: Генезис, 2-10. – 352с.
  3. Кудрявцев И.А., Морозова М.В. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (Пособие для врачей). – М., 1996. - 20 с.
  4. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический аспекты). Методические рекомендации. – Москва, 2004. с. 28.
  5. Морозова М.В. Возрастная специфика экспертной оценки способности детей давать показания по уголовным делам//Судебная психиатрия. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних /Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. Выпуск 5. – Москва, 2008. – С. 111-125.
  6. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (психологический аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1995. - 24 с.
  7. Нахабедян С. А. // Судебная экспертиза в Южном федеральном округе. Информационно-аналитический бюллетень. - № 1. Ростов-на-Дону, 2007. С. 57-61.
  8. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б. Судебно-психиатрическое значение возрастных особенностей и психических расстройств у потерпевших и свидетелей//Руководство по судебной психиатрии/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. - Москва, «Медицина», 2004. - С. 303 – 320.
  9. Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе//Медицинская и судебная психология. Курс лекций/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. – Москва, 2004. С. 577- 586.
  10. Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. - М., 1997.
  11. Терехина С.А., Дозорцева Е.Г. Разрыв эмоциональных связей между детьми и родителями в ситуации развода//Практика судебно-психиатрической экспертизы. Сборник № 48/Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. - М., 2010. – С. 160 – 173.


Просмотров: 570
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Судебная психологическая экспертиза детей при разводе. Информация для родителей
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Судебная психологическая экспертиза по делам об определении места жительства ребенка.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • памятка для родителей по развитию детей раннего возраста.
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Интеллект родителей и умственные способности ребенка
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Удобство для родителя, или качество для ребенка?
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Невроз ребенка. Опросник для родителей + рекомендации к действиям.
  • Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь