|
К вопросу о раннем развитии и обученииАвтор статьи: Тихоцкая Алёна Юрьевна
На детской площадке, в очереди к педиатру, в магазине и любом другом месте, где можно встретить молодых родителей то и дело слышится ото всюду обсуждение методик раннего обучения, «развивашек» (так ласково называют центры детского развития), развивающих игрушек и пособий. Запросы общества таковы, что «чем больше умеет и знает ребёнок, тем лучше». В связи с этим на первый план выходит интеллектуальное развитие. И, родители в стремлении быть «хорошими», «осознанными» стараются формировать всесторонний кругозор малыша. Со стороны мам и пап раннее обучение – исключительно полезный и необходимый процесс, так как, по их мнению, именно от интенсивности интеллектуальных нагрузок будет зависеть успешность ребёнка в будущем. Однако, давайте посмотрим на эту модную тенденцию со стороны специалистов – детских психологов. Раннее обучение и раннее развитие – термины различные. В первом случае это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребёнок осваивает знания и умения (умение читать, считать, писать и т.д.). Во втором - это инициатива взрослых, стимулирующая интерес ребёнка к познанию, самостоятельной игровой деятельности, общению. Как правило, родители не различают эти понятия, обозначая всё словом «развитие». Мы же, постараемся разграничить их, и определить необходимость каждого. Вопросами раннего развития и обучения занимались многие известные психологи: Выготский Л.С., Эльконин Д.В., Леонтьев А.Н. Эксперименты отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют о том, что психические функции и личность ребёнка созревают асинхронно (неравномерно), гетеросинхронно (в разное время). Особое внимание уделяют функциям, находящимся в стадии созревания. Различие между тем, чего ребёнок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого на данном возрастном этапе называется «зоной ближайшего развития». Определение «зоны ближайшего развития» – компетенция таких высококвалифицированных специалистов, как педагоги, психологи дефектологи. Так, если взрослые предлагают задания, критично опережающие «зону ближайшего развития», происходит торможение процессов, которые должны развиваться в настоящий момент. То есть происходит развитие интеллекта в ущерб другим способностям, отмечается перегрузка центральной нервной системы. За чем следуют (возможно, отложенные по времени) трудности в эмоциональном, личностном развитии, логоневрозы, частые заболевания и т.д. Основная идея раннего обучения основывается на знании особенностей развития головного мозга ребёнка. А именно: формирование мозга идёт с огромной скоростью, которая продолжает быть высокой до 6 лет (максимальна она до 2,5 – 3 лет), а потом замедляется. Человек – существо социальное и ему необходимо активно развиваться, чтобы легко и успешно пройти стадию социальной адаптации. Для этого необходимо овладеть многими знаниями и понятиями. Так, к моменту социализации (примерно к 3 – 3,5 годам) малыш должен знать всё, что поможет ему жить по законам группы. Потому его развитие должно быть оптимальным и актуальным. Но особенностью современного общества является то, что ресурсы организма остаются практически неизменными с давних времён, а требования к возможностям всё повышаются. Отсюда и появилась потребность в раннем старте, а именно в раннем обучении. Но предлагая ребёнку программу, идущую в разрез в «зоной ближайшего развития», обучая читать и писать с пелёнок, мы нарушаем процесс его индивидуального, гармоничного, своевременного становления! С другой стороны, отказ от занятий с ребёнком приведёт к педагогической запущенности и трудностям социализации. В этом случае на помощь приходит идея раннего развития. Мамы и папы стараются, чтобы их малыш был развит и эмоционально, и физически, и интеллектуально. Предлагая задания, входящие в «зону ближайшего развития» ребёнок начинает проявлять сообразительность, придумывать незаурядные способы применения предметов. В этом случае речь идёт именно о раннем развитии, так как цель родителей – развить и раскрыть собственный потенциал. Таким развитием занимаются не только современные мамы. Это делали и наши бабушки, прабабушки с помощью игр-потешек, колыбельных, простого игрового массажа, детских книг, общения и вовлечения во «взрослые дела». Это естественное стремление ребёнка к знаниям, самостоятельной игре, творчеству. Возможно, родители могут усомниться в эффективности такого варианта раннего развития, так как результат занятий сразу не проявляется, в отличие от раннего обучения, когда через месяц ребёнок (ещё не крепко стоящий на ножках) уже начинает «читать». Однако родительскую тревогу можно немного погасить, зная, что результат в первом случае будет заметен не сразу. Но мамы и папы с удивлением отметят, что малыш с лёгкостью и радостью декламирует стихотворение Агнии Барто из книги, в которой вы вместе рассматривали картинки и между делом зачитывали строки. Детские психологи отмечают, что примерно до 5 лет без наличия активного познавательного интереса у ребёнка обучать читать и писать – значит, идти в разрез с естественным развитием, что может в дальнейшем затруднить социально-психологическую адаптацию. Детям до этого возраста доступны только игровые способы обучения и пока они не способны сообразно воспринимать информацию, отображённую абстрактными символами. Потому, осознанные родители, изучив множество статей, посвященных «методам раннего обучения», отметив для себя плюсы и минусы, всё-таки возвращаются к играм в «ладушки», ложки и крышки, к массажу «рельсы-рельсы». Такие проверенные методы по-прежнему остаются эффективнее новомодных дорогостоящих образовательных продуктов. Некоторые сейчас вспомнили о пылящихся кубиках Зайцева и разбросанных по углам карточках Домана. Если для родителей во время занятий важен не только итог, но и радость от общения, успехов и новых свершений, то такое раннее развитие принесет действительно значимые результаты в виде обогащения эмоциональной сферы обоих, формирования базового доверия и индивидуализации ребёнка. Выбирая занятия или центры детского развития обращайте внимание на преимущество творческих и эстетических упражнений (рисование, лепка, танцы, музыка и пение) перед интеллектуальными заданиями. Помните о первичности развития эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста – целуйте, обнимайте, ласкайте малыша! Обучение и развитие всегда должно отвечать возрастным и личностным особенностям. Подбирайте задания, входящие в «зону ближайшего развития», и пусть оно будет своевременным и гармоничным! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|