Мужчина в объятиях Великой Матери

Мать – это первая женщина, с которой будущий мужчина вступает в отношения, поэтому он инстинктивно поддается ее женственности и при определенных обстоятельствах может стать одержимым материнской анимой.

Материнский комплекс, ядром которого является архетип Великой Матери, является центральным элементом личности мужчин, зависящих от своих матерей. Как пишет Холлис, «..самое сильное психологическое воздействие на ребенка оказывает жизнь, которую не прожили его родители».

Рассматривая комплекс матери, Юнг говорил не только о его негативном аспекте, но и о том, что у человека с таким комплексом присутствует высоко развитый Эрос, т.е. он обладает уникальной способностью к дружбе с мужчинами и женщинами, имеет прекрасный вкус, проницательность, демонстрирует утонченность и эстетизм, может быть очень одаренным.

Исследуя значение комплекса матери для мужчины, Юнг говорит о том, что в данном случае «мать олицетворяет нечто чуждое, нечто, что ему все же предстоит испытать и что наполнено образами, скрытыми в бессознательном…Для мужчины мать изначально имеет символический смысл, чем, вероятно, и объясняется сильная тенденция идеализировать ее.. Человек идеализирует, когда испытывает тайный страх быть изгнанным».

 

Мужчина в объятиях Великой Матери

Реальная и воображаемая мать

 

Сам Юнг в своих работах говорил о том, что на ребенка воздействует не только сама мать, но и архетип Великой Матери: «этиологические и травматические воздействия, исходящие от матери, должны быть разделены на две группы: 1) те, которые соответствуют чертам характера и отношениям, действительно свойственным матери, и 2) те, которые относятся к чертам, лишь по-видимости присущим матери, и которые состоят из… архетипических проекций со стороны ребенка».

Именно архетип Матери формирует ядро  материнского комплекса, при этом, по мнению Юнга, фактическая мать «играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах». В результате травмы происходит активация архетипов, продуцирующих пугающие фантазии.

Психическое наследие ребенка формируется из материнских травм, ожиданий, капризов, причуд и базируется на уровне ее сознания. От матери ребенок получает послания о себе, а также о своей будущей жизни. Чрезмерное влияние матери превращает ребенка в объект воздействия ее психики, разрушает его хрупкие границы и рождает ощущение бессилия.

 

Во власти материнского

 

Юнгианский аналитик, ученик К.Г. Юнга Эрих Нойманн выделял два типа женского: элементарный и трансформирующий. Элементарный аспект архетипа Великой Матери он сравнивал с неким грандиозным вместилищем, в котором все рожденное принадлежит этому Великому Кругу Женственности и остается подчиненным, все изменения происходят только в бессознательном. Этот тип женского Нойманн сравнивает с пожирающим аспектом архетипа Великой Матери. Именно с его поглощающим действием, по его мнению, связано явление депрессии и слабости воли.

В реальной жизни это проявляется на примере классических «сыновей своих мам». Типичный образец – это мужчина, вся жизнь подчинена которого материнским мечтам и интересам, он  часто неспособен построить эмоционально насыщенные, длительные отношения с кем-либо, кроме своей мамы, нередко его работа – это реализация материнских амбиций и мечтаний.

Как пишет постъюнгианец, основатель архетипической психологии, Джеймс Хиллман, «… мужчины-Пуэры выводят свою аниму из материнского комплекса». Тесная связь с матерью не позволяет ему отделить аниму (внутренний образ женщины) от материнского комплекса (переживаний и фантазий, связанных с материнским), ни одна женщина не может стать для него по-настоящему близкой в течение длительного времени.

Трансформирующий тип женского - это развивающий аспект архетипа, который вынуждает мужчину встать на путь Героя, который соблазняет и заставляет выйти за пределы вечно повторяющегося круга. Трансформирующее женское начало начинает проявляться в психике через эротические и другие импульсы, которые мужчина испытывает к женщинам, не похожим на его мать. По мере развития анимы эмоциональная жизнь становится все более разнообразной и сложной, отношения с женщинами выходят за рамки поиска "хорошей мамы", они становятя более насыщенными, необычными, наполненными риском и свободой самовыражения.

 

Между манией и депрессией

 

Такое доминирование материнского в психике особенно интенсивно развивается в условиях отсутствия эмоционального контакта с отцом, который не обращает внимания на сына, много работает, поглощен зависимостью или другими делами вне семьи. Хиллман сравнивает отсутствующего отца с неким «мертвым богом», не найдя которого, Сын спускается в глубины коллективного бессознательного, все больше погружаясь в материнское.

Великая Мать щедро одаривает своего преданного сына-любовника огромным количеством энергии. Как пишет Хиллман, это инцестуозное слияние переживается  сыном как экстаз и вина. Наполняемый энергиями Великой Матери, он чувствует себя обязанным служить ей. В то же время отсутствие опыта отцовских ограничений и порядка будит в нем невероятную экстатичность.

Как говорит Хиллман, «Он становится факелом, стрелой, крылом, подобно Эросу, сыну Афродиты. В своей сексуальной жизни и в своей карьере он способен осуществить любое желание из своих детских фантазий всевластия». Поэтому такие мужчины производят впечатление очень чувственных, эмоциональных, чутких, нередко они успешны на ниве искусства, моды, кино – там, где важен контакт с коллективным бессознательным, а экстатичность и нарциссичность является преимуществом. Примеры – известные модельеры, актеры.

Плата за экстаз и за колоссальные энергии феминного – потеря собственной способности к связи с трансцендентным, т.е. потеря глубинного смысла жизни. Вертикальное стремление к духовному заменяется постоянной регрессией вниз, в материнское, Пуэр теряет свою аутентичность и попадает в зависимость от отношений с другими людьми, от славы. Периоды маниакальной увлеченности и экстаза сменяются депрессиями и тоской.

 

Мифологическая иллюстрация

 

По Юнгу типичными последствиями воздействия материнского комплекса на сына являются гомосексуальность, а также донжуанство и импотенция/отказ от сексуальной жизни. Как он сам писал, «…в гомосексуальности полная гетеросексуальность сына связана с матерью в бессознательной форме». Колоссальная власть материнского и ее последствия нашли свое отражение в целом пласте мифов.

Мария Луиза Фон Франц посвятила целую работу  описанию психологии мужчины-Пуэра. Такие мужчины навсегда сохраняют пыл 17-18-летних юношей. Они настолько связаны с матерью, что не могут поддерживать длительные эмоционально насыщенные отношения с другой женщиной.

Во многих мифологемах отражена ситуация долгого отсутствия отца, в которой мать воспитывает сына в одиночестве, в результате чего ему приходится впоследствии вступить в борьбу со змеями, драконами, олицетворяющими мощными хтоническими силами Великой Матери.

Одним из древнейших образов Великой Матери стала богиня Кибела, которая была известна под многими именами, в том числе отождествлявшаяся с титанидой Реей. Кибела щедро одаривала мужчину, но требовала от своих жрецов беспрекословного подчинения и полного отречения от других женщин и семьи. Одним из знаковых аспектов культа Кибелы было самооскопление.

В связи с этим примечательна история Кибелы и Аттиса, который был ее любимцем и стражем ее храма. В качестве мести за любовь к нимфе, Кибела насылает на Аттиса безумие, в результате чего тот оскопляет себя и умирает, истекая кровью. 

Не менее трагична судьба другого преданного служителя культа своей матери нимфы Каллиопы – музыканта Орфея, который открыто проповедовал гомосексуальную любовь. Растерзанный лемносским змеем, посланным Афродитой или разгневанными вакханками (по другой версии), Орфей лишился головы.

Таким образом, во всех мифах, наиболее преданные сыны своих матерей погибают от архаического мстительного и жестокого женского начала, олицетворяемого змеями, вакханками или чудовищами.  В жизни реальных мужчин эти мифологические схемы воспроизводятся в виде следования материнским желаниям, патологической зависимости от матери, отсутствия отношений с женщинами, нехватке маскулинности, нежелании брать ответственность за что-либо.

 

 



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовные отношения, базовое доверие и архетип Великой Матери
  • Архетип Великой Матери
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть II
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть I
  • Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть III
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Работа с архетипом Великой Матери-Земли как цель психотерапии.
  • Эго во власти Великой матери: динамики в семье и в социальной группе
  • Геката - тень Великой Матери
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Женские руны Berkana и Lagus - архетипы Великой Матери
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Маменькин сынок - отношения матери и сына
  • Сепарация сына от матери или счастье быть мужчиной
  • Дочки-матери. Как понять, что вы живете не своей жизнью
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Отличие я же матери от нормальной матери
  • От матери родной к матери-Вселенной
  • Влияние матери на судьбу сына.
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Симбиоз матери и сына.
  • Сепарация сына от матери.
  • Чем слово матери в сердце сына отзовётся?
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь