Понимание нарциссизма в юнгианской психологии и в других подходах (часть 2)

На тему нарциссизма писали такие юнгианские аналитики и клиницисты, как Натан Шварц-Салант и Дональд Калдшед. Они установили связь между индивидуацией и нарциссизмом, а также исследовали символические аспекты пограничной структуры личности, которая нередко сочетается с нарциссическим характером.

С точки зрения юнгианской психологии нарциссическая «инкапсуляция» в раннем возрасте препятствует полноценному формированию оси Эго-Самость. В результате человек утрачивает связь не только с истинным ядром своей личности (самость по Когуту), но и с Самостью в юнговском понимании, как с трансцендентным духовным центром своего существования. Отсюда и возникает ощущение пустоты, бессмысленности жизни и влечения к смерти, от которого так часто страдают нарциссические клиенты.

Отсутствие реалистичных идеалов и целей, примитивное отождествление себя с архетипом Самости порождает эксгибиционизм и грандиозность, в то время как внутренний мир наполнен пустотой. В итоге человек поочередно испытывает состояния грандиозности и самоуничижения.

Понимание нарциссизма в юнгианской психологии и в других подходах часть 2

 

Нарциссизм в понимании Винникота

 

Винникот, исследуя диадные отношения матери и ребенка, рассматривал нарциссизм как нарушение естественной динамики развития и как результат нехватки поддержки, либо активного вмешательство со стороны родителей в спонтанный процесс детской игры.

Нарциссическое расстройство развивается при недостатке материнского доброжелательного отзеркаливания и переработки естественных детских ощущений грандиозности и всемогущества. Попросту говоря, когда мама вообще дает ребенку какое-то время ощутить себя центром ее вселенной, резко и интенсивно подавляет и разочаровывает его.

С другой стороны, Винникот считал, что нарциссический характер может сформироваться в результате нехватки умеренной фрустрации, приводящей ребенка к принципу реальности. Т.е. слишком сильное «потакание» эгоцентризму ребенка также вредно.  

Будучи «неподдерживаемым» матерью уязвимое истинное «я» (самость ребенка) уходит в бессознательное, а для контакта с внешним миром формируется ложное «я» как способ нарциссической инкапсуляции.

 

Нарциссизм и Кернберг

 

Кернберг предложил четкую структурную модель нарциссического расстройства. Описывая объектные отношения, способствующие его возникновению, он говорил об отвержении ребенка неэмпатичными манипулятивными родителями.

Кернберг писал о том, что нарциссам присущ сильный страх критики, колоссальные внутренние агрессивные драйвы, использование изоляции как основной защиты от фрустрации.

 

Нарциссизм как росток самости

 

Кохут рассматривал нарциссизм, опираясь на модель дефицита и задержки в развитии. Он считал, что неудачи в межличностных отношениях приводят к отсутствию прочного ощущения связной идентичности, или «самости» по Кохуту.

Он выделял две основных причины формирования нарциссической личности – отсутствие эмоционального эмпатического отзеркаливания уникальности и грандиозности ребенка, а также отсутствие идеальной значимой фигуры, некоего образа, который ребенок идеализирует и интегрирует, получая внутреннюю опору.

При невозможности констеллировать идеализируемый образ формируется нарциссический дефицит, который выражается в постоянной потребности в отзеркаливании от окружающих, во внутренней пустоте, связанной с переживаниями вины и стыда.

Именно поэтому терапия нарциссизма может быть связана с развитием идеального переноса на аналитика. Идеализация как русло, по которому течет развитие личности, способствует формированию личной устойчивости клиента. Со временем идеализированный перенос трансформируется в здоровое реалистичное восприятие себя, аналитика и окружающих.

 

Нарциссизм как результат сверхчувствительности

 

Алис Миллер писала о том, что к нарциссизму наиболее предрасположены интуитивные чувствительные дети, которые часто становятся вместилищем родительских интроектов, в том числе в виде невыраженных аффектов, ожиданий и отношений.  При этом собственная истинная личность ребенка не находить понимания и принятия у родителей. Стремясь заслужить одобрение своих манипулятивных родителей, ребенок забоится о них, все больше истощаясь, поскольку родители эксплуатируют его ресурсы. Опасаясь повторения этого паттерна с окружающими, он использует защитные нарциссические защиты, чтобы не столкнуться с ощущениями ненужности, отсутствия принятия и любви.

 

 

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нарциссизм как расстройство личности
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Парадокс в развитии личности ребенка или как вырастить гения, зная сильные стороны.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Надутый человек или как я объяснял маленькой дочке, что такое нарциссизм
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Нарциссизм и субтипы нарциссического расстройства личности по Теодору Миллону
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Ребенок, которого оценивали. Нарциссический характер. Нарциссическое расстройство личности.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Внутренний мир нарцисса. Как зарождается нарциссизм.
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • Прочная связь. О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Нарциссизм в материнстве или как сложно быть «идеальной» или «неидеальной» мамой
  • Как любить своего ребенка? Как его принять?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Прокрастинация как результат перфекционизма нарциссической личности.
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Нарциссизм – или залюбить себя до смерти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь