Значение символообразования в супервизии с использованием песочницы

   ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛООБРАЗОВАНИЯ В СУПЕРВИЗИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНИЦЫ.

            Супервизия с каждым днем все больше вызывает интереса у специалистов помогающих профессий. Психологи и психотерапевты, педагоги и социальные работники уделяют внимание в своей работе не только знаниям теории, техникам и методикам, но и процессам, которые происходят во взаимодействии между клиентом и специалистом,  и обращаются  к  этому в супервизии.

            Супервизия формирует две сцепленные между собой системы: терапевтическую (клиент и специалист) и супервизорскую (супервизор и специалист), и представляет собой параллельный процесс, образующий единую систему. Эта связь обеспечивается благодаря формированию в супервизии и психотерапии положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание [1]. Супервизируемый в каком-то смысле идентифицируется со своим клиентом и в параллели переносит в супервизорскую систему те феномены, которые сам испытывает по отношению к своему клиенту, не осознавая их.

Вспоминая, что  супервизия, «супер-видение» – это взгляд, предлагаемый супервизируемому, позволяющий  увидеть процесс, в который он вовлечен [2], можно допустить, что самым доступным способом «супер-видения» является использование зрительных образов, а именно размещенная картина в песочном пространстве при помощи образов и фигурок. В  песочном поле можно визуализировать  параллельность процессов, и наблюдать   происходящее в  клиент-терапевтическом пространстве, когда супервизируемый расставляет терапевтическую систему в виде  образов  и символов. 

              Получая доступ  в пространство зрительных образов, супервизируемый создает мост  между  известным для него «сюжетом» и  еще неизвестным. Рассматривая  материал случая, предложенный супервизантом,   в символическом выражении, возникает своего рода энергетическое поле, которое расширяет осознавание происходящего на терапии.

  Используя процесс символообразования, описанный в работах К.Г.Юнга, Барбара Тернер указывает, «что символы появляются в момент, когда сознательная позиция «Эго» оказывается в «кризисе», с которым не может справиться. Этот внутрипсихический конфликт провоцирует появление бессознательной продукции, которая активизирует архетип, подходящий для  решения дилеммы, с которой столкнулось «Эго».  Почерпнутая из многочисленных образов и переживаний, которые индивид увязывает  с этим конкретным  архетипическим ядром, психическая энергия движется от архетипа через «Самость» и вновь появляется в сознании в виде символа. Таким образом, символ  - это репрезентация «продукта» сознательного и бессознательного процессов. Сознательная часть – это аспект, который мы видим и осознаем. Однако, глубинные архетипические  подоплеки того, что символ несет в себе  для индивида, остаются бессознательными. Символ соединяет, как мост, эти две полярные противоположности, создавая новую перспективу для разрешения конкретного кризиса. Символообразование происходит за счет увеличения психической энергии, достаточно мощной, чтобы активизировать ранее неизвестные содержания бессознательного, которые послужат росту и развитию» [3, стр. 49-56].

 Супервизируемый, испытывающий затруднения в своей работе тоже сталкивается с внутрипсихическим кризисом, бессознательно соотнося  свой психический материал и материал клиента. Что-то он сразу «видит» и осознает, а что-то является «невидимым», неосознанным, неизведанным. Когда есть кризис, то начинает работать бессознательное и архетипы, которые выражаются в символах. Поскольку язык бессознательного символьный,  супервизия в песочнице имеет преимущество, позволяя этим символам визуализироваться в пространстве песочного поля. Продуктом такого символообразования, может быть,  выбранный образ,  как репрезентация себя в терапевтической позиции, образ  клиента или  образ  отношений, что позволяет осознать происходящее в терапевтических сессиях  и расширить восприятие клиент-терапевтических процессов.

            Коллекция образов и фигурок, доступных в кабинете супервизора, позволяет создавать символическую продукцию, уникальную для запроса супервизируемого. Фигурки и  образы в песочном пространстве – это символы, вокруг которых, как вокруг центра,  мы открываем или создаем значения. Символы указывают на неизведанное; они представляют «идеи», чей референт пока неизвестен или не вполне известен[2]. Они, символы, вопрошают: «Что еще здесь есть, кроме того, как это выглядит?» Суть символической репрезентации при супервизии состоит в том, что символ отображает что-то: человека, роль, состояние, отношения и, таким образом, появляется возможность увидеть взаимосвязь многих элементов происходящего процесса. Мы воспринимаем их не только самих по себе, но также и в контексте взаимного сходства, дистанций, общей целостной картины.  Этот комплексный процесс отражает внутренний образ восприятия клиента, терапевта и клиент-терапевтического поля. Он свидетельствует о внутренней позиции и поведении клиента и терапевта, что влияет на отношения и взаимодействия, существующие внутри терапевтической системы.  Эти образы – феномены, которые невозможно «сделать», их можно только «обнаружить» благодаря процессу символообразования. Они раскрывают то или иное содержание, которое было лишено достаточного осознавания  и полного значения. Супервизируемый может по-новому увидеть и почувствовать свою ситуацию, так как важным признаком обнаруженных образов является разрешающее воздействие на представленный случай.   Визуальная презентация  помогает нам не только «видеть» паттерны, которые иначе могут оставаться незамеченными, но и задавать вопросы в нужные моменты: «Как ты понимаешь выбор тигра для изображения себя?», «Как ты думаешь, почему ты поместила себя между образами супружеской пары?»

            Таким образом,  при   перенесении на песочное поле терапевтической системы   становится понятно, как супервизируемый, «видит» неосознаваемые процессы в работе с клиентом, на символическом уровне. Тот факт, что песочная картина  принимает  конкретную форму и несет в себе содержание, касающееся отношений, - делает визуальную супервизию мощной символической конструкцией. 

 

Литература:

  1. Кулаков С. А.  «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии».-  С-Пб, : Речь, 2002.
  2. Уильямс Э. «Вы – супервизор…Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии»/Пер. с англ. Т.С.Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  3. Тернер Б. «Руководство по сэндплей-терапии». М.: Дипак, 2015. 


Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что является самым важным для любого человека?
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Дом ." Ч. 1.
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Аист ".
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Правда ли, что мы видим только то, что хотим увидеть? Притча о менеджере по маркетингу
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Психоаналитический процесс. Что делает клиент, и что делает психоаналитик?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Что полезно знать психологу, при работе с клиентами, которые перенесли инсульт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь