Ранняя психологическая травма как травма близости.

Психологическая травма - это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности (из Википедии).

Все мы в детстве были чем-то травмированы. Травмы могут быть очевидными, которые однозначно разрушают психику (насилие, тяжелые болезни, смерти близких) и неочевидными (непринятие и отвержение каких-то частей нашей личности родителями, обесценивание потребностей). Многие удивляются, откуда у них проявления ранней травматизации, ведь казалось бы, их детство было благополучным.

Само наше существование уже является травмой. Иначе не было бы развития. Ведь, преодолевая сложности, нам приходится выходить из инфантильного состояния, бороться, размышлять, искать новые пути решений. Трудности возникают тогда, когда психика не смогла адаптироваться или переварить травмирующее переживание, а значит не удалось найти пути выхода из него. При этом, для степени выраженности последствий такого переживания имеет значение множество факторов - и психическая организация личности (например, очень чувствительные люди реагируют острее даже на незначительные воздействия), и условия, в которых происходит травмирующее событие (никого из близких не оказалось рядом, некому было поддержать), и жизненная стадия (при наложении нескольких кризисов адаптивные возможности психики ослабляются), и еще много факторов, каждый из которых индивидуален для каждой отдельной личности.

Ранняя психологическая травма - это прежде всего травма близости. Проявляться она может в сильной потребности близких отношений (отношения строятся по типу зависимости) и невозможности их иметь (отсутствие отношений; близость, которая приносит много страданий; проживание ролей жертвы и агрессора; безответная любовь), в страхе близких отношений и бегстве от близости (недоверие, изоляция, невозможность поддерживать длительные связи, поверхностность отношений), в отрицании потребности в зависимости и близости (нарочито подчеркиваемая независимость, обесценивание данной потребности)
Типичные болезненные (защитные) реакции при травме близости: обесценивание или наоборот идеализация, отрицание, убегание, злость, слияние, зависимость, непереносимость взгляда, стыд, отсроченные эмоциональные реакции (невозможность отреагировать гнев, обиду, защитить себя), невозможность говорить о своих чувствах или переживаниях, психосоматические проявления (астма, кожные заболевания, панические атаки и др.).
И если в момент наступления травмы эти способы психики справиться с происходящим являются адаптивными, помогающими пережить невыносимую боль, то впоследствии такой закрепившийся способ реагирования (даже когда нет никакой очевидной опасности) становится разрушительным и не позволяет эмоционально присутствовать в настоящем моменте, не прибегая к привычным защитам. Травматическое событие в реальности закончилось, но продолжает жить во внутреннем мире, затрачивая огромные внутренние энергетические ресурсы. Поэтому может ощущаться апатия, обессиленность, слабость, отсутствие активности. Травмированная психика становится не в состоянии мобилизовать агрессию для того, чтобы избавиться от губительных элементов травматического опыта. Либо наоборот, агрессия становится неконтролируемой, вызывая постоянное напряжение, давление, неспособность сконцентрироваться, расслабиться. Теперь агрессивные энергии, изначально необходимые для адаптации во внешнем мире и для здоровой защиты от травмирующего воздействия направляются на разрушение либо своего внутреннего мира, либо внешнего.

Пример из практики: Клиентка обратилась с запросом о невозможности выстраивать близкие отношения. Как только происходило сближение, ее охватывали невыносимые переживания: страх зависимости, потери себя, и в то же время неверие в то, что ее возможно любить. Не выдерживая напряжения, она рвала отношения.
В ходе работы выяснилось, что ее мать была эмоционально холодна и не доступна, потребность клиентки в зависимости постоянно отвергалась ею, а отец и вовсе отсутствовал. Детство по факту является периодом зависимости, и только прожив эту стадию, можно перейти на следующий уровень  сепарации-отделения. Так как у клиентки такого опыта не было, а ее нормальная потребность обесценивалась, ей приходилось испытывать унижение и стыд, как будто ее потребности были чем-то ненормальным. Непереносимость своего "плохого" Я приводило к вспышкам агрессии и нападениям на близкие эмоциональные связи, разрывая их. Далее следовало нападение на свое Я: появлялась злость, чувство вины и ощущение собственной никчемности, неценности.
Переживания, вызывающие чувства уязвимости и незащищенности, становятся непереносимыми и опасными для травмированной психики. Поэтому такая реакция защищала ее от повторного переживания невыносимой боли, но также создавала невозможность вступать в близкие отношения.
В процессе длительной терапии были осознаны негативные способы реагирования, получен новый эмоциональный опыт, и она смогла установить длительные близкие отношения.


При наличии ранней травмы близости во внутреннем мире формируются эмоционально заряженные комплексы, наполненные болезненными переживаниями и воспринимаемые как опасные, невыносимые. Часто в воображении они представляются некими монстрами, чудовищами, которые могут появиться неожиданно, выдавая непредсказуемую, острую эмоциональную реакцию. Многие так об этом рассказывают: "Не понимаю, что произошло, но в меня вдруг как-будто вселился монстр и я не мог себя контролировать".
В снах или фантазиях эти эмоционально заряженные компоненты психики также могут быть представлены в виде ужасных злобных зверей или пугающих существ, атакующих или преследующих врагов или сновидца.
 
Как происходит исцеление от травмы близости? Для этого необходимо пройти несколько этапов:
- признать травму;
- исследовать ее, проговорить;
- прожить заново все болезненные чувства в присутствии поддерживающего и понимающего человека (терапевта);
- отвести отдельное место в своей душе этой травме, создать для нее "место памяти", встроив его в свою жизнь;
- увидеть смысл травмы в личностном и глобальном смысле.

Недостаточно просто проработать травму и найти ей место в своей жизни. Часто в дальнейшем необходима работа по выстраиванию самооценки. Придется увидеть и отказаться от прежних негативных установок, ведь ранняя травматизация создает такие убеждения как: я не достоин лучшей жизни, я такой никому не нужен, я недостаточно хорош, у меня никогда ничего не получится, я не смогу ничего добиться, нельзя быть счастливым, успешным, обеспеченным и т.д..

Пройдя этот путь, приходит понимание, что наличие в жизненной истории травматичного опыта не означает невозможность строить и проживать  свою жизнь по-другому. Мы не можем исключить часть своей истории, но можем примириться с ней, научиться с ней жить так, чтобы она не беспокоила. Это высвобождает заблокированную раннее энергию, позволяя направить ее на развитие и реализацию своих планов и желаний, что значительно улучшает качество жизни.

 



Просмотров: 7741
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как создать близкие отношения. Условия близости.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Трагедия в метро. "А ведь там мог погибнуть я или мои близкие...". Как справиться с эмоциями?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: "Ежовые рукавицы»
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Зачем "снимать коробку" или для чего выходить из травмы.
  • Психологическая травма или почему она (он) со мной так поступила?
  • Мелодия близости или психологическая близость и ее феномены, как магистральный фокус наблюдений.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • Занять свое место, или "Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта"
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Как происходит формирование зависимости или "бегство в Инстаграмм" (случай из практики)
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Как быть счастливым, или "учимся строить отношения"
  • Надежное место для размещения нашей боли. Или "Песнь ресурсного персонажа".
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: диалог в детско-родительских отношениях
  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Как научиться доверять, чтобы иметь много душевного тепла и близости?
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Отдельное слово об архетипе Тень: Его место в структуре личности и способы проявления в жизни.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь