К профессиональному мастерству через супервизию.

Одной из трёх составляющих профессиональной подготовки психолога-консультанта, психотерапевта (далее терапевта) является супервизия. В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства терапевтов.

Вряд ли можно сказать, что какой-то терапевт достиг такого уровня мастерства, что не нуждается в супервизии. Супервизия – это форма профессионального сообщества, делового сотрудничества, благотворно влияющая на терапевта, независимо от накопленного им опыта. Постоянное становление, развитие – качественная особенность нашей профессии. И как всё развивающееся, находящееся в процессе, нуждается в поддержке, так и терапевт, испытывая вполне закономерные трудности в работе с клиентами, нуждается в поддержке других профессионалов, нуждается в сотрудничестве с ними. Итак, первой функцией супервизии является профессиональная поддержка.

Супервизия – это взгляд со стороны как минимум двоих – супервизора и супервизируемого – на работу терапевта. За счёт опыта, инаковости супервизора (супервизоров), благодаря взаимодействию, со-творчеству в супервизионном процессе происходит остановка и переосмысление происходящего в терапевтическом пространстве.

Процедура супервизии осуществляется ради конкретного клиента, чей случай представляется, ради терапевта, который через супервизию становится более эффективным в помощи и другим клиентам также.

Таким образом, второй функцией супервизии является образовательная функция, расширяющая границы профессиональной компетенции.

Римантас Кочюнас в статье «Процесс супервизии: экзистенциальный взгляд» пишет, что в процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться:

·        лучше понимать своих клиентов;

·        осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;

·        путём анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений:

·        лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;

·        структурировать терапевтические взаимодействия, как в течение отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;

·        находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.

Как и любой процесс, способствующий развитию, супервизия не может обойтись без кризисов. Терапевту бывает не просто отказаться от собственного профессионального мировоззрения, даже когда оно явно непродуктивно, и быть открытым изменениям своих терапевтических позиций. Суть кризиса в супервизии для терапевта состоит в переживании своей уязвимости и одновременно в его готовности принять новую информацию о своём случае, о себе как о терапевте. Именно через кризис терапевт перерастает себя, расширяет границы своего опыта. Благодаря становлению адекватной самооценки в процессе супервизии открываются новые возможности роста, очевидна зона ближайшего развития специалиста для него самого. Суть третьей, направляющей, функции супервизии состоит в помощи терапевту осознать и управлять особенностями собственной личности. Ибо возможно влияние наших установок, «слепых пятен», уязвимых мест на терапевтический процесс. Когда это влияние неосознанно, а, следовательно, бесконтрольно, тогда оно может действовать антитерапевтично. Супервизия же помогает терапевту использовать и свои ограничения на пользу клиенту.

Супервизия может быть индивидуальной и в группе. Групповая супервизия имеет свои преимущества.

В группах – более разнообразная обратная связь. Объём возможностей в групповой супервизии даёт каждому терапевту, начинающему или опытному, выбрать то, что он готов принять, что он может принять на уровне своего развития.

В группе более широкий контекст для становления адекватной самооценки, для получения профессиональной поддержки. Принимая то, что у других могут быть трудности, ошибки, терапевты принимают себя более реально со своими трудностями. То, что у терапевтов трудности часто одинаковые, помогает проще, по-рабочему смотреть на своё несовершенство. Особенно страдающие перфекционизмом терапевты в группах избавляются от своего недуга быстрее. Групповую супервизию в целом можно считать более экономной формой.

Кроме того, при супервизии в группе отношения между участниками процесса имеют в большей степени коллегиальный, партнёрский характер, что уменьшает вероятность зависимости терапевта от супервизора.

Следует отметить, что практика супервизии необходима терапевту для воспитания в себе самом супервизора для себя в первую очередь. Но чтоб эта функция была внутренней, необходимы сотни часов сотрудничества в специально организованном супервизорском пространстве во вне.

20 октября 2012 в городе Иваново начало работы очередной группы «Введение в психологическое консультирование».

 



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • К вопросу об определении эффективности терапии в процессе супервизии
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы
  • Нюансы супервизии. Запрос на супервизию.
  • Подробнее о процессе роста через травму развития. Работа терапевта (3 часть)
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • Наверху всегда солнце. Кое-что о супервизии.
  • Расстановка как способ супервизии работы с семьей.
  • О супервизии в начале практики для начинающих психологов
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Использование группы как инструмента супервизии
  • О групповой супервизии
  • 3 аргумента в пользу Супервизии
  • О ревери в групповой супервизии
  • Расстановка как способ супервизии.
  • Эссе на тему «Мой опыт получения супервизии».
  • Феномены прямого и обратного отзеркаливания в групповой супервизии
  • О самораскрытии терапевта. Что стоит рассказывать о себе клиенту, а что - лучше не надо?
  • О супервизии
  • Супервизии. Необходимость или унижение?
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Фокусы супервизии
  • О супервизии часть 3
  • О супервизии часть 2
  • Из практики супервизии
  • Модели супервизии
  • Супервизии психоаналитика
  • Рамки супервизии
  • О супервизии часть 1
  • Супервизорская практика в России: проблемы и обучающий потенциал психоаналитической супервизии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь