Арт-терапия или…?
Я занимаюсь арт-терапией с 2004г. т.е. использую техники и разные виды работы с изобразительными средствами. В настоящее время все чаще бросаются в глаза разного рода мероприятия позиционируемые как арт-терапевтические. Но вот только склеить коллаж и метод коллажирования не одно и тоже. Рисование и работа с рисуночными техниками тоже имеет существенные отличия. В 2013г., я закончила обучение в Питерском институте психологического консультирования, получив право на ведение профессиональной деятельности в области арт-терапии. Я знаю, о чем я говорю.
Честно, меня передёргивает каждый раз, когда я слышу или читаю о том, что кто-то занимается арт-терапией, плетя куколки… Да, кукло-терапия существует, но если я вышиваю крестиком или как-то иначе управляюсь с нитками и пряжей это не делает меня арт-терапевтом!)) Я за то, чтобы вещи называли своими именами, не вызывая сумбур в головах людей.
Арт-терпия - психологическая коррекция с помощью искусства. На первый план здесь выходит профессиональная компетенция специалиста, т.е. психолога. Он не должен быть супер-художником, мастером по плетению косичек, оригами или экибаны. Он должен быть профессиональным психологом. Понимать природу психологических процессов, знать теорию, и практику! Средства, которые он использует, это лишь средства, не они делают работу, а сам человек. Психолог же сопровождает клиента или группу в этом процессе, профессионально сопровождает. Это не значит, что психолог хвалит или как-то иначе оценивает работу. Это работа не ради красивой композиции, рисунка или оберега. Главное, психологические процессы в ходе этой работы! Именно они имеют ценность, именно за это клиент платит деньги!
Сопровождение такого процесса требует опыта, знаний и личной проработки специалиста. Дабы не навешать своих проекций на процессы клиента. Принимать клиента в любом его проявлении, горюющего, грустного, радостного, испытывающего агрессию или депрессию. Именно эти состояния, переживания и позволяет выражать, проживать арт-терапевтическая техника (не важно какая).
Арт-терапия может использоваться с широким кругом клиентов, и имеет явное преимущество в работе с детьми и взрослыми, испытывающими определенные затруднения в вербализации своих переживаний, речевых нарушений, аутизма, и т.д. Кроме того, методы арт-терапии могут быть применены в работе с клиентами, не способными к вербальной психотерапии. Именно этим она и ценна!
Т.е. мы не просто создаем куклу, а например, работаем с промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого. Так же кукло-терапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения кукло-терапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Техника составления коллажа используется как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ним. Мы не просто вырезаем и клеим красивые бумажки на ватман! Психолог проводит анализ работы, беседуя с клиентом об: отношение к своему продукту (коллажу); какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы; наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности и многое другое.
Есть много направлений в арт-терапии, которые я использую в своей терапевтической практике. Я выбираю эти средства, опираясь на свой опыт и запрос клиента. Исходя из определения, предоставить ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ помощь, а не организовать досуг.
И пусть видимость простоты и лёгкости использования этих средств не вводит вас в заблуждение, чтобы заниматься арт-терапией - этому нужно учиться!