Структурно-динамическая модель пси-практики если не отвечает на все вопросы, то дает возможность многое понять и применить.
Любая модель приближенно описывает реальность.
Когда применение модели не даёт запланированный результат, замените модель...
Часто коллеги ропщут на колдунов и целителей за то, что они, не имея научных знаний, "правят" и "лечат" людей по народным рецептам или наитию.
При внимательном изучении их опыта становится очевидно, что они работают по Модели.
Убеждение в том, что знания определяют результат, сгубило не одну тысячу дипломированных психологов.
Результаты пси-практики определяют навыки и модель работы, выбранная на основе знаний и убеждений конкретного человека.
Рассмотрим содержание и возможности структурно-динамической модели пси-практики (см. рисунок).
Модель состоит из гексограммы (два взаимосвязанных треугольника) и динамического вектора.
Первый треугольник гексограммы.
Это треугольник структурны и содержания пси-практики.
Он определяет процесс и результат взаимодействия между специалистом и клиентом.
Специалист - основа своей пси-практики.
Специалист выбирает метод, которым воздействует на потребителя.
В пси-практике можно выделить три основных направления: практическая психология (что происходит и почему?), пси-консалтинг (как уйти "ОТ" внешних проблем и прийти "К" желаемому результату), психотерапия (как изменить внутреннее содержание объекта воздействия).
Универсальных методов не существует, но существуют подходящие для решения определённых запросов и проблем потребителей.
В пси-практике специалист опирается на контент (продукция) и инфоканал (способ доставки продукта). Контент и инфоканал, составляющие второго треугольника - треугольника маркетинга.
Метод подбирается под нишу и описывается/реализовывается контентом.
Потребитель находится в определенной нише пси-рынка и получает информацию и энергию через инфоканал.
Второй треугольник гексаграммы.
Это треугольник маркетинга пси-практики.
Он определяет структуру и содержание "клиентопровода".
Основа треугольника маркетинга - ниша в определенном сегменте пси-рынка, а также контент и инфоканал.
Ниша опирается на "членов ниши" - потребителей и способ воздействия на них (метод).
Контент зависит от специалиста и метода.
Инфоканал связывает специалиста и потребителя, в идеале должен иметь двухстороннюю связь.
Динамический вектор.
Динамический вектор объясняет, как может динамизироваться модель пси-практики.
Смысл (желательно о-созноваемый) пси-практики задаёт основной вектор развития и связан с личностью специалиста.
Ответив на вопрос: "Зачем пси-практика мне?", можно: осознать Смысл, прояснить Предназначение, поставить Цели и реализовать Намерения пси-практики.
Характер активности специалиста задаёт темп и специфику развития пси-практики.
Характер активности можно диагностировать с помощью анализа мета-программ (фильтры восприятия и программы деятельности). Мета-программы полярны по критериям.
Перечислю необходимые и достаточные для динамизации пси-практики мета-программы:
1. Направление активности: "ОТ" - "ОТ" к "К" - "К" от "ОТ" - "К";
2. Рецепты - Рецепты и возможности - Возможности и Рецепты - Возможности;
3. Рефлексивность - Реактивность - Активность - Проактивность;
4. Тоже самое - Тоже самое и Различия - Различия и Тоже самое - Различия;
5. Внешняя референция - Внутренняя референция.
Портрет активности "идеального" специалиста может выглядеть так: человек, который опирается на внутреннюю референцию, всегда проактивен, стремится к желаемому результату, находит различия и ищет возможности.
в статье описан краткий анализ структурно-динамической модели пси-практики.
Каждый специалист может найти своё, полезное и выгодное для своей пси-практики.
Автор проводит индивидуальную настройку пси-практики тем, кто в этом нуждается жми-ТЕ.