Сущность травмы

На сегодняшний день существует множество взглядов и различных определений того, что является травмой.  Но между ними нет разногласия в том, что любой процесс, который приводит к непереносимости текущего переживания, можно расценивать как травматический. В моменты невыносимых переживаний, наша психика бессознательно воспринимает происходящее, как угрозу для физиологического или психического состояния. Поэтому нормальной реакцией психики будет уход от травматической ситуации. Но иногда избежать этого невозможно, и тогда она включает режим самосохранения, в котором какая-то часть «Я» «приносится в жертву», и до этого связное и интегрированное эго, распадается на фрагменты и становится диссоциированным.

Для того, чтобы любое целое стало частями, нужна энергия. И поэтому процесс диссоциации неразрывно связан с энергией агрессии, под которой лежит травматический аффект.
 Современный психоанализ утверждает, что примитивные защиты всегда присутствуют, в случае, когда внутренний мир человека наводнен агрессией.

По мнению Калшеда, в  результате травмы, психика переводит внешнюю травму во внутреннюю силу, которая поначалу является защитной, но в итоге становится саморазрушающей.
Именно поэтому во внутреннем мире клиентов, переживших травматические события, в последствии существует много деструкции и насилия.
 
Как правило, травма проявляет себя таким образом, что восприятие себя и переживания человека становятся диссоциированными; а именно: в поведении, аффектах, ощущениях и знаниях. Тогда, либо один из этих аспектов подвергается расщеплению внутри самого себя, либо обычные связи между ними нарушаются. Эта концепция, известная как модель диссоциации BASK (behavior, affect, sensation, knowledge), используется в работе для диагностики степени травматизации.

Условно, у человека есть две системы памяти: рациональная и эмоциональная, которые слаженно работают, чтобы синтезировать воспоминания.
Всем нам хорошо известно, что эмоциональный опыт хорошо и надолго запоминается. Почему так происходит? Важную роль в этом выполняют такие структуры мозга как амигдола и гиппокамп, которые под влиянием выброса гормонов, сохраняют наши воспоминания точными и яркими. Поэтому большинство воспоминаний в обычной жизни не запоминаются, и, наоборот, значимые события и эмоционально заряженный (как положительно, так и отрицательно) опыт, помнится нами детально.

Но все обстоит иначе, если эмоций и аффекта становится слишком много. В момент непереносимости переживаний, будучи затопленная аффектом, психика передает управление нашей лимбической системе, которая не контролируется сознанием и не имеет вербального (словесного выражения). В случае непереносимости переживаний, баланс между рациональной и эмоциональной памятью меняется, и более того, как локомотив отцепляет вагоны, в психике происходит «отсоединение» других областей мозга, отвечающих за хранение информации.
И поэтому, человек переживший травму, очень избирательно помнит себя и свои переживания в этом опыте или не помнит совсем ничего.

Но тот факт, что о нем не помнят, совсем не говорит о том, что травматический опыт забыт. Отнюдь, случившийся когда-то в прошлом, он, как бы, намертво застрял в настоящем и воспроизводит себя особым садистическим образом. Принимая в расчет, что в момент травматического события, у человека была включена эмоциональная память, то и весь опыт «запоминается» и переживается в теле как тревожность, напряженность, оцепенение, ночные кошмары, эмоциональные флэшбеки, ощущение внутренней пустоты, агрессивность, апатичность, утомляемость, фобические реакции и другие симптомы ПТСР.

 И поэтому, обобщив главную задачу терапии в работе с травмой, можно сформулировать ее так: сделать так, чтобы постепенно травматический опыт собрался в единое понятное целое, ушел из  неосознаваемой памяти, и стал интегрированным в когнитивную сферу клиента. И в конце концов стал просто частью прошлого, не влияющим на качество жизни в настоящем.



Просмотров: 324
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Она волнуется, поэтому сделай что-нибудь
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Я не люблю себя, поэтому… А если бы любила…
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Поэтому вы так и живёте.
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Что делать с «прошлыми жизнями»? (о том, как исправить прошлое, чтобы счастливо жить в настоящем)
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Что дает трансцендентный опыт и как можно к нему прикоснуться?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь