Время экзаменов - это время проверки, как функционирует семейная система, сколь близки или далеки отношения между родителями и детьми, какие ценности в приоритете в семье. Вот так всерьез. Хотя казалось бы - экзамен.
Вчера одна из моих подписчиц в инстаграме прислала мне скрины переписки ее дочери с одноклассником. Налицо суицидальные мысли у парня. Стали общаться и выяснилось, что уже за полгода до экзаменов юноша застрессовал. Вместе с дочерью обратившейся подписчицы они занимаются бальными танцами. До нынешней весны юноша всегда занимал призовые места. А тут вдруг начал сдавать позиции аутсайдерам соревнований.
Выяснилось, что ребенок шел на золотую медаль. Долго и упорно. В семье росло напряжение. В его душе, соответственно, тоже. Итог - одна четверка, которую он получил на экзамене и медаль он не получил.
Женщина хотела оплатить консультацию, чтобы помочь другу своей дочери, но так как юноша не совершеннолетний, - нужна его мать. Совместными усилиями ребенку помочь еще легче. И я спросила, почему не мама обращается. Оказывается, она не знает о состоянии сына. За то, что сын получил единственную в аттестате четверку и лишился медали, она ему запретила куда-либо ходить (разрешены лишь тренировки по танцам), лишила его карманных денег - только на проезд до тренировки и обратно. И вот результат - переписка со словами "я такой не нужен", "маме лучше не знать, у нее и так полно забот".
Беда еще и в том, что в семье нет отца. Все же мужской взгляд на проблему и поддержка никогда не повредят. Хотя, конечно, бывают мама с папой оба в махровом неврозе по поводу учебы на "отлично".
Нередко мамы, с не сложившейся личной жизнью и огромным чувством стыда за собственные неудачи, возлагают все надежды на то, что ребенок своими медалями и заслугами расплатится за все их слезы. Не прожив собственные эмоции от сломанных надежд, они из лучших побуждений хотят, чтобы дети не проходили такого опыта. Но дело-то не в ребенке - а в жизненном опыте и не переваренной информации и эмоциях мамы. Стыд и ощущение собственного недостоинства никуда не уйдут. В общем-то, они успешно транслировались ребенку. И вот результат - лучше не жить, чем жить таким.
Худшие варианты, что я видела, - это когда у ребенка, который живет с невротическим перфекционизмом и мышлением отличника, не получается устроится в жизни, и он приобретает заболевание, панические атаки, различные расстройства психики или мышления. И вот тогда мама вдруг начинает открещиваться от этого неидеального ребенка, говорить, чтобы не звонил и не стонал, ведь у нее и так больное сердце. Не нужен такой, стало быть. А это уже не про любовь, а про отношение, как к выставочной собаке, которую отдают на псарню или выгоняют, если она перестала занимать призовые места.
Есть несколько важных пунктов, которые помогут вашим детям быть успешными в жизни, а не только в школе и в ваших глазах, а также в глазах знакомых и родственников, перед которыми успешных детей, как обезьянок, демонстрируют:
Задача родителя подготовить ребенка к жизни. Сделать его таким, чтобы он мог легко к ней адаптироваться. А это значит - позволить приобрести ему разный опыт. Пусть попробует, что такое двойка и тройка, пусть увидит, что бывает, когда он не сделал домашнее задание, что бывает, когда он сам поразмыслил и справился. Ведь почему так успешны троечники и двоечники? Они получают колоссальный опыт за время школы. И договариваться научаются, и забивать на проблемы, и поднимать все свои ресурсы, чтобы тройку получить, и играть в чем-то, приходя с повинной к учителю и пытаясь надавить на жалость. Посмотрите, сколько навыков! А что умеет ребенок-отличник? Только впахивать и вращаться в одной единственной системе - школе! А жизнь - это больше, чем школа.
Оценивайте способности своего ребенка адекватно. Мы не все гении и никому не обязаны ими быть. Лучше быть успешным в 3-4 предметах, что даны тебе от природы, чем быть невротиком оттого, что у тебя не получается в 12, собственно и в тех самых 3-4 тоже, потому что от стресса и там перестал соображать.
Если вашего ребенка в чем-то постигла неудача, покажите ему, что вы все равно его любите. Это показывает наше взаимодействие с жизнью. Что бы с нами ни происходило - мы достойны любви. Потому что мы молодцы, мы стараемся сделать как лучше, просто не все и не всегда получается. И это нормально. Это опыт.
У вашего ребенка должны быть опоры в жизни, кроме школы. Сферы, в которых он будет чувствовать себя успешным. Секции, кружки, хобби, музыкальная школа - исходя из его талантов. Чтобы если постигла неудача в чем-то одном, была опора еще на другие моменты. И ребенок всегда мог посмотреть на себя не как на человека, развитого в одной плоскости, которая провалилась, а значит, провалилась и вся жизнь, и он. А как на многогранного человека. Ведь мы такими по сути и являемся.
Помните, что у подростка мало жизненного опыта и потому ввести его в тупик можно запросто. Тем более манипуляциями на любви и разочаровании, которое он доставил родителям. Достаточно велика вероятность, что если у него нет ничего и никого, кроме вас и школы (а так у большинства детей-отличников), потеряв успех и вашу любовь, имея малый набор инструментов совладания со стрессом... он запросто может начать прокручивать в голове суицидальный сценарий. Последствия могут быть необратимыми.
Я расскажу вам немного свою историю. Имея одинаковые способности в физмате и гуманитарном направлении, я выбрала идти по второму пути. В моем аттестате все пятерки и три тройки (химия, физика, алгебра), натянутые с двоек. Да, мне пришлось отстоять перед родителями, что мне это не нужно, неинтересно и не пригодится. Я не занималась по этим предметам, усилия прилагала лишь чтобы получить "три". Но родители не отвергали меня такую, хотя и пытались настаивать.
С 15 лет я публиковалась в газете.
В 17 лет я открыла собственную молодежную газету, из которой вышло два главных редактора и она имела призы на Всероссийском форуме молодежной прессы.
Я сделала карьеру журналиста и главного редактора без профильного образования.
У меня три высших образования - юриспруденция, религиоведение, психология. Два красных диплома. Диссертация по теме пищевой зависимости.
Я не сую пальцы в розетку, знаю, что нужно нагреть крышку, если она тугая, чтобы открыть варенье))) (физика), советуюсь с мужчинами, какой бензин лучше для моего авто, ничего не соображая в октановых числах и т.п. (химия), прекрасно считаю свои деньги и выгоду (алгебра), имею три бизнеса. И это показатель интеллекта, когда ребенок говорит - в этом я не силен, не буду и напрягаться. Понимаете?
И я счастлива, что во все периоды своей жизни занималась тем, что мне по душе и что умею лучше всего. И это самое важное - не заниматься в жизни лишним. Она не такая уж длинная.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.