Дети с СДВГ и психолог: чем мы можем помочь?

Как психологу можно строить свою работу с детьми с СДВГ?
Поделюсь немного своим опытом.
Об использовании лекарств при СДВГ – поговорили; о том, как лучше взаимодействовать с такими ребятами родителям и учителям – тоже; настало время рассказать о том, что же может сделать психолог для такого ребенка. 

Первый вопрос – зачем? С какой целью психолог берет ребенка на занятия? 

Ну уж точно не для коррекции его учебных навыков и не для тренировки усидчивости. Это поле деятельности для педагогов и дефектологов. 

Наша «головная боль» - преимущественно эмоциональная и личностная сфера, а именно, проблемы в них, которые влечет за собой гиперактивное поведение: реакции на «претензии» учителей и родителей, снижение самооценки, тревожность и неуверенность, которые появляются после множества замечаний и нотаций; конфликтность в общении со сверстниками. Без вмешательства эти проблемы могут закрепиться, «повести» ребенка и его семью в неверном жизненном направлении… 

Что ставим задачами психологической помощи? Работаем над снижением тревожности, стараемся справиться со страхами, повышаем самооценку и самопринятие, вырабатываем конструктивные способы решения конфликтов, параллельно консультируем родителей и, по возможности, педагогов. 

Что делаем на встречах? Вряд ли ребенок с гиперактивностью станет сразу выполнять серьезные упражнения и задания. Поэтому, при условии уже сложившегося контакта, мы начинаем занятие с беседы (не за столом!) о том, как прошла неделя (как правило, занятия проходят с периодичностью 1 раз в неделю); что было хорошего, а что – не очень, как дела в школе, дома, как разрешилась проблема, которая прорабатывалась нами на прошлом занятии. 

А потом мы с ребенком решаем, чем он хочет позаниматься сегодня. Это могут быть «агрессивные» игры (например, порушить башни из мягких модулей или кубиков, побросать в них мячом), «грязные игры» - это все, что пересыпается, переливается… С вариациями – можно поискать игрушки «кто быстрее» в каком-либо материале… 

NB Вы наверняка знаете, что «агрессивные» и «грязные» игры здорово снимают напряжение, и не только у малышей! 

Еще мы можем поконструировать, потанцевать, порисовать… Да много чего! Часто ребенок сам планирует последовательность занятий, может записать ее на доске или нарисовать в картинках. 

Наравне с ребенком может веселиться и родитель. Это очень помогает в налаживании детско-родительских отношений. 
Да, именно веселиться! Ребенку важно получить положительные эмоции, «разгрузиться». И вот здесь психологу важно дать ребенку опыт общения с «чужим» взрослым: общения безопасного, безоценочного, ободряющего. С взрослым, принимающим его чувства, вселяющим уверенность, снимающим тревожность, дающим ответственность за свои выборы. 

Как именно? Главный принцип - не директивно (вот уж директивности в их жизни и так хватает))) РЕБЕНОК решает, во что играть, как разворачивать сюжет, когда заканчивать игру (ограничения при этом действуют: не ломать игрушки и оборудование, вовремя заканчивать занятие. Но как именно их предъявлять – это отдельная история). По возможности отражать чувства: «Я вижу, тебе нравится играть в этот конструктор». Быть заботливым и внимательным. Дать понять, что вы очень заинтересованы в том, что происходит, что вам очень нравится играть с ним, что он очень важен для вас. 

Можно на этом и остановиться, само по себе это время с вами глубоко «терапевтично» для ребенка. Но можно сделать и еще кое-что. Когда ребенок расслабится, успокоится, «насытится» общением и игрой с вами, можно приступать к решению более серьезных проблем: выработке способов решения конфликтов или снижению страхов, например. Но это уже тема для другой статьи.



Просмотров: 579
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Трансформационные игры, что это такое и зачем в них играть?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Как понять, что пора заканчивать терапию и закончится ли это когда-нибудь?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь