УБЕЖДЕНИЕ "Я НЕДОСТАТОЧНО ХОРОША"

Если продолжить эту фразу, то получится "Я недостаточно хороша для того, чтобы быть любимой, чтобы меня любили". И это убеждение - краеугольный камень заниженной самооценки. Следом тянутся убеждения о своей недостойности чего-то хорошего: благополучия, порядочного мужчины, здоровья, карьерного продвижения, успеха, а в конечном счёте, опять же, любви. 

И эти убеждения рождают сильную тревогу. Собственные ошибки и промахи подвергаются сильной критике, а успехи и достижения - обесцениваются. То есть если я совершаю ошибку, то это потому что я - глупая, бестолковая, невнимательная и прочее "не-такая-как-надо". А вот если достигла чего-то, то это вроде бы вопрос случайности, стечения обстоятельств или просто не настолько важно, чтобы прописать в свои заслуги, это не имеет значения. Любой бы смог. Это слишком просто, чтобы этим гордиться. И ставится новая заоблачная планка, которую нужно непременно достичь, чтобы почувствовать себя достаточной.

И конечно же, подобные тараканы - родом из детства. Откуда ж ещё! Когда ребёнок не познал безусловной любви со стороны родителей. Процесс воспитания был будто пронизан посланием, родительской трансляцией "Ты недостаточно хороша, чтобы мы тебя любили". Ребёнок чувствует нехватку внимания, заботы (не функциональной накормить-напоить-спать уложить, а именно внимательной заботы, с учётом потребностей малыша), ласки, нежности. При этом, присутствует критика за ошибки, из-за которой формируется ещё одно убеждение в копилку неуверенности в себе: "Я не имею права ошибаться, мои ошибки говорят о том, что я плохая". 

И в кучу к критике - обесценивание заслуг ребёнка, их игнорирование. Родители не гордились успехами ребёнка, не радовались им, не признавали значимость и важность побед. 

Ребёнок маленький, ему сложно понять подоплёку такого отношения. А ещё, дети эгоцентричны, то есть всё, что с ними происходит - связывают с собой. Если происходит что-то плохое, то потому, что они сделали что-то плохое или потому, что они сами плохие. 

Отсюда следует тривиальный вывод: если меня не любят, значит, я не заслуживаю любви, я недостаточно хорош...

Следовательно, нужно стать хорошей. Быть услужливой, помогать, делать хорошее, добиваться успехов, новых вершин, пройти всю социальную лестницу до самого верха. Соблюсти все социальные каноны праведной социальной жизни. Правда, тревога от этого не уменьшается. Ведь любые успехи быстро обесцениваются, а из-за ошибок и недочётов занимаешься самоедством. Подкрепляя снова и снова убеждение "ну вот да, точно, недостаточно хороша". То, от чего бежишь - всё время возвращается. Пытаясь избавиться от ощущения своей неценности, нелюбимости, недостойности с каждой ошибкой, да и с каждой заслугой - упираешься обратно в то же самообесценивание.

Но вот какой трюк можно провернуть: перевести фокус внимания с себя на тех людей, от которых идёт послание "ты недостаточно хороша". Как я говорила выше, ребёнок эгоцентричен. И если меня не любят, значит, я виноват, со мной что-то не так. И это же восприятие помогает избегать ощущения своего бессилия. Потому что с отношением ко мне значимых людей, значимых взрослых я ничего не могу поделать, я не могу починить другого, чтобы он любил меня. Зато могу починить себя, себя я могу перекроить. Ребёнок уводит внимание с того, над чем он не властен на то, что под его контролем - он сам. 

Так вот, чтобы отпустить убеждение "Я недостаточно хороша", бесполезно спорить с собой и доказывать обратное. Вести дневник успехов, прощать свои оплошности, переписывать свои достоинства и бла бла бла. Потому что это опять сосредотачивает акцент на себе, это как попытка доказать самой себе, что я достойна. Но любви то нет! Доброго отношение ко мне нет!

Вспомните, от кого вы ожидали отношения "Ты безусловно хороша и любима" и от кого этого отношения не было. От кого было важно получить это, но кто не смог дать? И внимание теперь нужно сосредоточить на этих людях. Что такого происходило в их жизни, что они не смогли дать безусловной любви, не могли заботиться, не смогли напитать лаской? Что происходило в их умах и сердцах? Какая могла быть история жизни у этих людей, что они не наполнились ресурсом для того, чтобы любить вас полно и бережно?

И тогда вырастает личная история: сами выходцы из детдома, пережили голодные времена, когда есть было нечего, их собственные родители не уделяли им внимания, а то и были алкозависимыми, социальная нестабильность, безденежье, депрессия, вынужденность работать на нескольких работах, усталость, истощение, нездоровье, психологические проблемы.

Когда придёт понимание процессов, которые происходили в душе тех взрослых, от которых не было достаточной любви, тогда придёт осознание, что со мной-то, оказывается, всё в порядке! Со мной всё ОК. 

Останется лишь отгоревать, отпечалиться, отплакать опыт детства, в котором было недостаточно любви. 

Далее, если со мной всё в порядке, со мной всё хорошо, то я заслуживаю и любви, и продвижения по работе, и доброго отношения, и уважения. Просто то, чего я заслуживаю и чего достойна лежит не во всяком месте. Не каждый человек может мне это дать. Мне не нужно биться головой о стену, выклянчивать любовь там, где её нет, где её не могут дать. Не нужно заслуживать воду из пустого кувшина. Он пуст! Что нужно для счастливой жизни - научиться распознавать пустые и наполненные кувшины. И позволить себе принимать там, где есть что взять. Где есть, чем наполниться. Где дадут просто так. Просто потому, что есть, чем поделиться.



 


Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • КОУЧИНГ. Что должно присутствовать во взаимодействии, чтобы оно было эффективным?
  • 42 признака того, что у вас не всё в порядке с самооценкой
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Как перестать мучиться сомнениями, «Что было бы, если…»?
  • Что же со мной такое? Признаки беды или просто случайность?
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь