"Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом

«Я ведь так этого хочу! Это улучшит мою жизнь! Почему же я постоянно откладываю это на потом?» -  каждый из нас когда-либо задавался  таким  вопросом. 
Автоматические ответы могут быть следующими:
  • Сейчас в моем графике на это нет времени
  • Я еще не готов морально/физически
  • Я не чувствую в себе мотивации для этого, лучше подождать «более удачного» момента
  • Я обязательно это сделаю, но  перед этим мне нужно (и далее список из «очень важных дел», как например «сделать генеральную уборку квартиры», «ответить на все сообщения в соцсетях», досмотреть  бесконечный сериал и т.д.)
  • Для начала мне нужно изучить всю литературу по этой теме, проанализировать все существующие источники, и только после этого я смогу приступить
Получается, что у меня в голове есть красивый образ, к которому я стремлюсь и, возможно, я даже знаю, какие действия мне нужно предпринять, но дальше фантазий и обещаний «начать с понедельника»  дело не двигается. 
Осознание пролетающего мимо времени, необходимости собраться и уже наконец-то что-то сделать могут вызывать тревогу, и чтобы с ней справиться психика подсовывает нам не самые конструктивные способы.
 
И тогда мы либо проявляем хаотичную и беспорядочную активность, никак не связанную с нашей целью (по принципу: главное не сидеть сложа руки, а лишь бы что-то делать, я чем-то занят – значит, я молодец),  либо убеждаем себя в тщетности любых усилий (зачем что-то делать, когда все попытки обречены на провал),  либо «заедаем» стресс, либо совмещаем все эти способы с какими-либо другими не менее «полезными».
 
Каким образом мечта трансформируется в психологическое бремя?
Вероятно, человек, который замечает за собой постоянное откладывание «начинаний», изначально рисует в своем воображении идеальный результат.
Если он думает заняться фотографией или живописью, то фантазирует о том, как его работы вызывают всеобщее восхищение и чуть ли не экспонируются в ведущих галереях, если мечтает выучить итальянский, то обязательно владеть им на уровне носителей языка и т.д. и т.п.
 
Модное слово «прокрастинация» зачастую связана с перфекционизмом. Навязчивое стремление к совершенству снижает эффективность деятельности, а в некоторых случаях – препятствует ее началу.
 
Что не так с перфекционизмом?
  • Перфекционист заведомо ставит крайне высокую планку (ожидаемый от себя результат объективно выше среднего) и практически никогда не бывает удовлетворен сделанным, что уничтожает мотивацию к дальнейшим действиям
  • Перфекционист руководствуется правилом «все или ничего», которое допускает только два варианта: полное соответствие высоким стандартам или полный крах
  • Перфекционист с одинаковой степенью стремится к успеху и к избеганию неудачи; налицо конфликт мотивов и, как следствие, тупик
  • Любая ошибка воспринимается как окончательный провал
  • Завышенные ожидания создают колоссальное психическое давление,  которое нервная система пытается снизить путем саморегуляции. На сознательном уровне человек убеждает себя взять волю в кулак и быстрее действовать, а на бессознательном уровне функционирования происходит противоположное – организм расслабляется
Мы часто пребываем в иллюзии о том, что достижение желаемого обязательно должно сопровождаться удовольствием и легкостью на всем протяжении процесса. Увы, это убеждение зачастую нам мешает двигаться к запланированному.
 
Что можно сделать уже сейчас для приближения к намеченной цели?
  • Объяснить себе, для чего конкретно нужно достичь данной цели, что изменится к лучшему в итоге?  А что будет, если отбросить эту идею и не достигать этой цели?
  • Разбить большую задачу на множество маленьких шагов и включить выполнение небольшого действия в свой ежедневный график. Цель – выработать привычку.
  • Отмечать небольшие достижения, давая тем самым себе положительное подкрепление
  • Думать о том, как можно сделать это лучше без обесценивания своих результатов
  • Если задача связана с написанием большого текста (курсовая или дипломная работа, диссертация, или отчет/презентация и т.д.),  заполнить черновик набросками, любыми идеями, главное – избежать эффекта чистого листа
 
P.S: Мечты и фантази зачастую рождаются в Детской части нашей личности (Эго-состояние Дитя), это прекрасно. Но для воплощение мечты в реальность никак не обойтись без подключения Взрослого эго-состояния :-).


Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Об эго-просветленных и о том, что делать, если вы попали в эту ловушку
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему - мы знаем, что нужно сделать, но не делаем?
  • У меня обязательно все будет правильно. Или принцесса без сказки.
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь