Как справиться со стрессом на работе

                                                        Как справиться со стрессом на работе

 

Продолжая знакомиться с влиянием и преодолением стресса, мы подошли к тому месту, где стресс наиболее частый гость. Это работа.

«Если проблема поддается решению, если ситуация такова, что человек может ее разрешить, то поводов для беспокойства нет. А если проблема решению не поддается, то беспокоиться тем более нет никакого смысла».

                                                                                                                                                          Далай – лама.

 

Данная статья, я надеюсь, будет интересна не только руководителям, но сотрудникам. Руководители, возможно, найдут полезные инструменты для организации рабочей атмосферы таким образом, чтобы снизить стресс сотрудников на рабочем месте, что автоматически приведет к их большей эффективности.  Для сотрудников будет полезным узнать, что если у них что-то не получается: лень, не хочется на работу, рабочие перспективы видятся в мрачных тонах, есть ощущение, что вы не справляетесь с нагрузкой – эти явления могутт иметь вполне объяснимую и устранимую причину. Это не значит, что вы  тупой, бездарный, неудачник (или кем вы себя обычно считаете в таких случаях))?). Это может означать, что вы находитесь под воздействием сильного стресса. И это излечимо. Устранение стресса на рабочем месте – дело общее и для сотрудников и для руководителей.

Итак, что же служит факторами стрессана работе?

                                                 Неопределенность в распределении ролей.

Важным составляющим хорошего рабочего настроения является четкое понимание того, чего именно от вас ожидает руководство. Высказывание «инициатива наказуема» мне кажется, произошло из той ситуации, когда сотрудник может сделать что-то такое, что по мнению руководства он делать не должен, и в то же время остается не сделанным то, что, по мнению руководства, должно быть сделано.

В контексте данной проблемы не мешало бы познакомиться с понятием тайм –менеджмента и научиться правильно расставлять приоритеты.

  Например,

делать не то, что срочно, а то, что важно.

Важную роль в преодолении стресса на работе, играют должностные инструкции, в которых четко разъяснено кто и что должен делать, границы ответственности, знания, необходимые для выполнения этой работы.

Для того, чтобы это сработало,

инструкцию необходимо согласовать, обсудить с обеими сторонами и соблюдать тоже обеим сторонам.

Но, мы знаем как бывает в реальности - среда постоянно меняется, что-то нужно корректировать время от времени. На практике бывает  так, что какое-то задание выполняется другим более эффективно, что-то оказывается вообще ненужным. Когда возникает такой сдвиг,

инструкцию нужно пересматривать на предмет ее актуальности здесь и сейчас.

При реализации должностной инструкции может возникнуть, так называемый, «конфликт ролей».  Это означает, что какие-то элементы работы оказываются абсолютно несовместимы, что может привести к хроническому стрессу. Как проявляется конфликт ролей?  Очень наглядно его можно проследить, находясь в роли родителя. С одной стороны мы учим ребенка быть честным, открыто говорить что он хочет, с другой стороны приходится наказывать за проявление, например, агрессии по отношению к другому. На работе может возникнуть конфликт между правилами безопасности и увеличением производительности труда, между верностью компании и заботой о подчиненных,  между необходимостью быть объективным в статусе руководителя и целесообразностью уволить симпатичного, но не эффективного в данной должности сотрудника.

Самое продуктивное решение для избавления от внутренних конфликтов своих сотрудников – это распределить конфликтующие обязанности между разными людьми.

К внешним конфликтам можно отнести дисбаланс между затраченным временем на работу и личную жизнь. Между ролью, например, матери, жены и менеджером по продажам.

Иногда конфликт ролей не решается описанными способами. В таком случае, для снижения  его стрессогенности нужно:

  • его обозначит, т.е. назвать конфликтующие роли и отделить их от своей личности (периодически стоит себе напоминать, что Я- это больше, чем моя должность, семейный статус и т.д.);
  •  для руководителей – организовать рабочую обстановку таким образом, чтобы было пространство где сотрудники могли бы высказать свое беспокойство, недовольство, сомнения и т.д., выдвигать возможные пути решения;
  • при ощущении состояния стресса (признаки «плохого стресса» или дистресса описаны в статье  «Симптомы стресса»)  нужно иметь возможность ОСТАНОВИТЬСЯ, особенно, когда работа связана с безопасностью и материальной ответственностью. Возможность остановиться и обсудить проблемы, не боясь наказания и последствий, позволяет сотрудникам не прятать совершенные ошибки и не скрывать сложности.

 

Комплекс занятий «Эффективное управление стрессом», http://ty-est.dp.ua/products/psihoterapevticheskaya-gruppa-po-effektivnomu-upravleniyu-stressom  который я провожу, включает в себя ознакомление участников с алгоритмами действий в состоянии стресса. Со временем, эти алгоритмы действий заменят ваши старые неэффективные стратегии в стрессовых ситуациях , такие как: паника, соматические симптомы (повышение давления, сердцебиение, приступы удушья, ступор, снижение уровня внимания и мышления, неконтролируемая агрессия и т.д.).

                           Мотивация- необходимое условие для продуктивной работы любого предприятия.

Как же мотивация связана со стрессом на рабочем месте?

Если вы чувствуете, что вас обесценивают или недооценивают, если контролируют каждый ваш шаг и не дают свободу действий в рамках решения поставленной вам задачи, если вам дают задание – бесполезное или безнадежное, по вашему мнению, и у вас нет возможности высказаться, изменить такое положение дел – эти ситуации обернется для вас довольно сильным стрессом.

Все перечисленные симптомы встречаются периодически в нашей жизни, но необходимо знать, что вы можете повлиять на ситуацию, вас услышат. Это мега важное условие для преодоления стресса.

Абрахаам Маслоу предложил миру разложенную по полочкам иерархию человеческих потребностей. Т.е. ради чего человек будет что-либо делать.

Итак:

Сначала человек будет удовлетворять свои биологические и физиологические потребности, затем он  задумается о своей безопасности, потом ему непременно захочется любви (читай - признания). Удовлетворив все перечисленные потребности, он начнет задумываться в чем смысл того, что он делает, зачем ему все это нужно и, возможно, ему захочется узнать чего-то новенького, т.е. развития. Затем захочется красоты и эстетических удовольствий. Насытившись всем перечисленным, он будет озадачен своим местом в мире и будет искать возможность проявить свои способности наиболее эффективным способом, как через личное совершенствование, так и через взаимоотношения с окружающими.

На этой основе Фредерик Херцберг предложил понятие мотивационной гигиены. Это то, что является необходимой базой для ощущения удовлетворения от работы. Т.е. каждый мотиватор должен сопровождаться определенными условиями.

Мотиватор

Гигиенические факторы

Сложность задачи

Зарплата и бонусы

Ответственность

Условия труда

Продвижение

Охрана труда

Интересная увлекательная работа

Безопасность

Признание

Качество руководства

Достижение

Межличностные отношения, статус

 

Необычным фактором у Херцберга является то, что зарплата в долгосрочной перспективе является гигиеническим условием, а не мотиватором, как считают большинство руководителей. Как и в отношении других гигиенических факторов достаточно зарплаты соответствующей текущей рыночной ситуации.

                                                                           Уровень контроля.

Отсутствие возможности влиять на принимаемые компанией решения не понимая их смысла - прямой путь к стрессу и падению чувства собственного достоинства.

Виктор Франкл, писал, что человек может вынести практически все, если он может себе объяснить смысл происходящего.

Когда у сотрудников есть полномочия влиять на выбор способа для решения рабочей задачи, который подкреплен четким распределением ответственности и организацией подотчетности - это подталкивает их к профессиональному развитию и успешной самореализации.

Для работников занимающихся монотонным трудом, основным мотиватором будет  чередование задач и командный дух, обеспеченный коллективной ответственностью. Примером является  организация работы по типу конвейера, где важен каждый сотрудник.

                                                       Работа по объективным результатам.

Работа по объективным результатам обеспечивает сотрудникам бОльшую степень контроля и самостоятельности.

Работа по объективным результатам описывается моделью SMART:

S pesific конкретность

M tasurable измеримость

A chievable достижимость

R elevant актуальность

T imely ограниченность во времени

Благодаря конкретной и ясной цели, очерчивая ряд требований и ограничений на период достижения цели, модель  SMART обеспечивает понимание того, когда именно цель может считаться достигнутой.

 Цель должна быть достаточно сложной, но в то же время достижимой.  Должны быть понятны ценность и смысл цели для каждого сотрудника в отдельности и для команды, организации в целом. Требования и ограничения включают четкие сроки и приоритеты заданий.

                                              Вовлеченность и консультации с сотрудниками.

Очень эффективным методом профилактики профессионального эмоционального выгорания и повышения эффективности работы является вовлечение руководителями сотрудников в процесс принятия решений.

 Каждый должен чувствовать что у него есть право голоса и он в силах повлиять, что-либо изменить.

Беспомощность, невозможность  что-либо изменить приводит к эмоциональному истощению, нарастанию тревоги, затем депрессии, апатии.

Можно создать консультационную группу, форумы. Чтобы такая группа была эффективной в ней должны быть представлены и руководители, и рядовые сотрудники. Необходимо создать в группе такую атмосферу, в которой каждый член группы мог бы высказать свою точку зрения, идею, несогласие, поддержку не боясь негативных последствий со стороны коллег или начальства. Члены группы должны переизбираться, для того, чтобы каждый сотрудник мог поучаствовать в работе группы. Консультационные группы должны иметь полномочия влиять на мотиваторы и на гигиенические факторы. Имеется в виду обсуждение вопросов: безопасности работы, графики перерывов, размер бонусов за определенные достижения. Задача группы обеспечить коллектив увлекательной и актуальной, нужной работой за объективное признание достижений сотрудников.

Ничто так не мотивирует сотрудников лучше, чем признание высокого качества их работы.

Конечно, для активной вовлеченности  в работу руководителям самим необходимо быть в ресурсном состоянии и владеть навыками саморегуляции. На занятиях по «Эффективному управлению стрессом», а так же в психотерапевтической группе по методу символдрама участники группы получают реальные инструменты по управлению стрессом, получают необходимые знания о причинах тех или иных эмоциональных состояниях, а так же о способах выхода из конфликтных ситуаций. Исследование конфликтных ситуаций в группах помогает выявить участникам их «слепые пятна»,т.е. бессознательные дисфункциональные паттерны, отыгрывая которые они раз за разом попадают в одни и те же дискомфортные ситуации в общении.  Эти знания универсальны и применимы как дома, так и на работе.

 

Источник: «Как победить стресс на работе за 7 дней» Эванс-Хоуи Стивен

Иллюстрация взята с сайта:   https://piter.tv/event/Kartini_sovremennih_hudo/



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что для нас деньги? Хотим ли мы быть богатыми
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • Что перемены для вас? О кризисе средних лет
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Что нужно для тепла в доме, кроме батареи?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь