«Как стать самим собой»

  Предлагаю к прочтению яркие выдержки из труда австрийского психолога и психотерапевта, создателя экзистенциального анализа - Альфрида Лэнгле.
  «Как мы можем быть теми, кто мы есть на самом деле? Как мы можем быть истинно самими собой? Загнанный в пространство между разнообразными требованиями, предъявляемыми извне, обремененный несчастьями, болью, страхами, обуреваемый страстями и гонимый желаниями человек в малой степени может быть автономен! Ни физически, ни психически, ни духовно мы не в состоянии существовать сами по себе – наше выживание в этом мире находится в постоянной зависимости от природы, от взаимоотношений с социумом, от встреч с другими. Как же мы, обреченные на столь сильную зависимость от других (и от другого), можем еще и быть самими собой, узнавать себя и проживать свою жизнь, не становясь игрушкой в руках обстоятельств?
    Проблемы начинаются, когда всего этого слишком много. Все вокруг в такой степени насыщено смыслом, что ничего не может быть пропущено. Несомненно, без смысла жизнь становится пустой и лишенной ориентиров. Но в этом случае мы видим, что смысл – это еще не все. Не из одного лишь смысла состоит наша жизнь, смысл представляет собой только одно из условий исполненной экзистенции. Существуют еще три условия. Во-первых, человек должен просто «иметь возможность быть» в этом миреиметь достаточно пространства и прочную опору для того, чтобы существовать. Во-вторых, для того, чтобы ощутить в себе течение жизни, чтобы чувствовать, что жить – это хорошо, человеку нужно наличие близких отношений с людьми и вещами, он должен находить время на то, что нравится ему лично, на то, к чему он привязан сердцем. В-третьих, человек должен иметь возможность быть самим собой, чувствовать, что он имеет право быть таким, какой он есть, в своей отличности от всех других людей, потому что в своей сущности он – единственный и неповторимый, как это подчеркивал В. Франкл. И, уже в-четвертых, для действительно исполненной экзистенции человеку необходим смысл. Но если преобладает только смысл, то он приобретает функцию компенсации, замещая прочие фундаментальные условия экзистенции.
    Сформулируем здесь наш вопрос еще раз: как можно оставаться самим собой, «разрываясь между» требованиями и эмоциональными впечатлениями, которые ежедневно подчиняют нас себе и в то же время нас интересуют, глубоко затрагивают, а порой даже восхищают? Как при этом не разрываться на части и не распыляться по мелочам в круговороте повседневной жизни? Как остаться самим собой и избежать опасности «забыть себя в связи с большим количеством работы»? Короче говоря: как мне сохранить свою идентичность и чувство своего Я, не закрываясь от мира, не зацикливаясь на себе,  т.е. не впадая в противоположную крайность «экзистенциального антагонизма? То, что я могу оставаться самим собой, связано с четырьмя реальностями, присущими человеку:
- у меня есть тело,
- у меня есть чувственные переживания,
- я переживаю самого себя не как объект – во мне есть духовное начало, я есть Person,
- я могу действовать.
  Если мы слабо чувствуем собственное тело, то тогда слабо и наше Я. Если мы слишком мало внимания уделяем нашим переживаниям и чувствам, то утрачиваем ощущение собственной ценности. Если мы не прислушиваемся к нашему глубокому внутреннему чутью в отношении того, что для нас является правильным, то мы теряемся в этом мире. А если мы недостаточно используем нашу способность воздействовать на окружающий мир для формирования наших жизненных условий, тогда мы идем ко дну. В результате мир всегда берет надо мной верх, распадается моя интегрированность и моя целостность. Это может приводить к различным последствиям.
  Здесь же мы говорим только о том, чтобы вообще дать чувствам шанс. Мы говорим о том, чтобы быть внимательным по отношению к собственным чувствам, потому что они являются моими собственными, они рождены мною. Я могу черпать из постоянства чувств, которые являются частью моей идентичности. Я выступаю за такую установку в отношении самого себя: чтобы встретить самого себя, нужно иметь чувствительность к тому, что спонтанно во мне возникает и происходит само собой, нужно также принять это как реальность и посвятить этому себя в той же мере, в какой я посвящаю себя внешним задачам. Эта фундаментальная позиция нашла воплощение в методе Персонального Экзистенциального Анализа.
  Очень важно находить место для своих чувств, но не менее важно уметь дистанцироваться от них, уметь взглянуть на них со стороны, проверяя: «Действительно ли они совпадают с реальной жизненной ситуацией? Соответствуют ли они мне, моей самой глубокой сущности?» Только так можно полностью почувствовать свое Я. И здесь мы подходим к глубочайшей точке персонального бытия (бытия Person), источнику Я. Речь идет о моменте зарождения аутентичности. Если мы хотим получить доступ к самому подлинному в нас, к тому, чем мы являемся в своей сути, то нам следует «отпустить себя», дать быть себе и, открывшись во внутрь, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня – правильно?» И обратить внимание на интуитивное чутье, которое при этом начинает звучать как ответ на вопрос.
  Я не могу сделать этот ответ, я могу его только почувствовать. Я открываю доступ к моей подлинности, к духовной сущности, которая поднимается, идет ко мне из бессознательной глубины. Это непостижимо с помощью рациональности, поскольку превосходит рациональное. Я никогда не смогу этим обладать, пользоваться и управлять, я могу только черпать это из своей внутренней глубины. Я могу научиться открываться этому, доверять ему, уважать его, и соотноситься с ним. И тогда исчезает внутреннее расслоение, разорванность, ощущение, что я не есть я, потерянность, остается целостность – и она есть моя сущность. Я дан самому себе в своей изначальности, подлинности, в своей сущности, которой я не могу обладать, я могу ею только быть.
  Итак, я лишь тогда становлюсь самим собой, когда я себя отпускаю, даю миру подействовать на меня, привести в движение мои чувства, а потом спрашиваю себя: «Как ты сам к этому относишься – согласен ли ты с этим, есть ли у тебя чувство, что это правильно? Соответствует ли это тебе?» Такой радикальный способ персонального закрепления экзистенции приводит нас к нашему началу, к оригинальному, к источнику Я и рождает Истинное: в чувствах, поведении, решениях – то, что невозможно искусственно сделать или просчитать рационально".
Альфрид Лэнгле (перевод Светланы Кривцовой)
 
 
 
 
 
 


Просмотров: 388
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • БЫТЬ СОБОЙ! КАК ЭТО?
  • Собой можно только Быть!
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Что для нас деньги? Хотим ли мы быть богатыми
  • Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Мы сражаемся с внешним миром, чтобы не сражаться с самим собой
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Твои отношения с самим собой задают тон для любых других твоих отношений ... ⠀
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Запрет на чувства или когда нельзя чувствовать и быть собой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь