Фильм Джокер 2019. Смех сквозь слезы.

Посмотрела фильм Джокер 2019 года, руководствуясь всеобщим возбуждением от сюжета и образа главного героя.
Прочла и посмотрела несколько вариантов рецензий, и мне показалось, что мое восприятие фильма несколько отличается от других.
Не хочу ссылаться на восторженные комментарии, уже существующие в сети, хотя разделяю их полностью, поделюсь лишь своим видением.

Состояние главного героя я обозначила для себя одной фразой - «Смех сквозь слезы».

Практикующие психологи знают, что есть клиенты, которые рассказывают о довольно страшных, травмирующих событиях своей жизни, со смехом и шутками, многократно снижая их значимость.
Так вот, для меня этот фильм стал утрированным образом подобного состояния.  

Почему так происходит, почему человек смеется, вместо того, чтобы плакать?

Дело в том, что чем глубже психологическая травма, тем вероятнее ее отщепление от сознания, т.е. невозможность принять факт, что это случилось с тобой, а порой и просто вытеснение ее из сознания.
Вроде бы понимаешь, что это действительно произошло именно с тобой, и в то же время являешься как бы сторонним наблюдателем, и не испытываешь сильных эмоций по этому поводу.
Это происходит по той причине, что психологически травмированные дети, а именно детские травмы по большей части вызывают подобные отщепления, еще не имеют ресурсов для переживания сильной эмоциональной боли. Психика определенным образом обрабатывает травму, находя вариант некоторой стабилизации, как бы откладывая решение проблемы на более благоприятный момент, более зрелый возраст, когда появятся эти самые ресурсы. А далее, образ травмированного человека формируют ожидания окружающих (изначально родителей). И если они не могут предоставить ему возможность отгоревать и отболеть эту травму, игнорируют ее и желают видеть счастливого ребенка, ребенок дает им то, чего от него хотят – маску «Смеющегося человека». Он становится похож на этакого Гуинплена, который смеется не потому, что ему весело, а потому что он искалечен, его рот порвали, чтобы он вечно улыбался, удовлетворяя ожидания других.
Грим Джокера похож невероятно на лицо Гуимплена, и в его смехе чувствуется эта внутренняя, все разъедающая боль.
Пока его состояния гасились медикаментами, он был более или менее стабилен. Когда же медикаментозное лечение стало недоступно, и к тому же пришлось столкнуться с реальностью своей травмы (медицинская карта матери) и жестокостью мира, то справиться с аффектом просто не получилось. Не было для этого ни навыков, ни ресурсов.
У моего учителя, проработавшего в психиатрической больнице большую часть своей профессиональной жизни, есть интересная теория о «Травматической шизофрении». В этом случае, человек имеет шанс на полное выздоровление, поскольку заболевание базируется на травматическом расщеплении. К сожалению, это не доказано, а по сему, опираться на эту теорию не буду, но в медицинской практике подобные случаи были.
И так, не важно, реальный психоз у нашего Джокера, или травматический, так или иначе, дальнейшая его жизнь, социальная интеграция и степень доверия миру, должны были зависеть от посттравматической реабилитации и того окружения, в которое он попадет.
В одной из предыдущих статей я пыталась размышлять на тему - жизнь после травмы (https://psy-practice.com/publications/lichnye-otnosheniya/chto-nas-ne-ubivaet-delaet-nas-silnee/). Какие факторы влияют на то, кем станет ребенок, подвергшийся насилию, монстром или обычным человеком? И пришла к выводу, что все зависит от среды, в которую он попадет после травмы.

В данном случае у героя, на мой взгляд, не было ни единого шанса на восстановление.

Он продолжал существовать в болезненном мире своей матери, которая конструировала его, опираясь на патологическое, искаженное восприятие реальности. Он страдал от формальности подхода социальных служб, подозревая, что на самом деле его не слушают и не слышат, и до него никому нет никакого дела. Он вынужден был столкнуться с несправедливостью наказания на работе, с предательством и оговором коллеги. В конце концов, с агрессивностью внешнего мира, с избиениями и травлей. Полагаю, что это не все, с чем ему все эти годы приходилось мириться.

И ясно, что мир, в котором он существует, просто не способен выполнить функцию реабилитации и интеграции в общество подобного человека.
Вероятнее всего резюмировать фильм можно следующим образом. Монстров порождает само общество, своим безразличием к нуждам людей его составляющим.
Если почитать детскую психологию, то можно понять, что самый страшный ущерб психике ребенка наносит не отвержение, и даже не насилие, а именно безразличие к его нуждам.
Есть о чем подумать…


Просмотров: 246
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • А что, так можно было?
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЖЕНЩИНОЙ, КОГДА ВЛИЯНИЕ ТРАВМЫ НА НЕЕ ОСЛАБЕВАЕТ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь