Народная пословица гласит: «Яблоко от яблони далеко не падает». Отношение ребёнка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня будет мыть посуду, убирать и стирать, то и приучить маленького ребёнка к труду невозможно, так как всё равно с возрастом он будет копировать поведение родителей. Если родители учат одному, а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться, что их ребёнок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком.
Приучать к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше в первое время делать это вместе. Для того чтобы ребёнок знал как и куда всё убирать, в детской должен быть всегда порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка криком и наказанием делать порядок, тогда у него совсем пропадёт желание убирать. Главные слова в этих случаях «вместе» и «помогу». Важно приучить ребёнка, чтобы поиграв игрушкой, он ставил её на место, а не бросал их и брал другую. После того как ребёнок сложил игрушки, не забудьте его похвалить, скажите что он молодец и хорошо справился с задачей.
Чем старше становиться ребёнок, тем больше поручений он может выполнять. Родители всегда должны поощрять желание ребёнка помочь. Уже трёхлетние малыши стараются делать всё сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, помыть посуду, постирать свою одежду. Некоторые родители совершают ошибку на этом этапе, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего ещё не умеет сделать за несколько минут. Поэтому они сами застёгивают ему одежду, сами убирают игрушки и т.д. Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребёнка трудиться. Даже если грязи после уборки ребёнка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребёнка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнём самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что следует всегда добиваться лучших результатов.
Если малыши воспринимают работу как игру, то начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители не приучили ребёнка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в этом возрасте отказываются выполнять даже самую простую работу: навести порядок на столе, застелить постель, мыть за собой чашку. Несмотря на такое поведение ребёнка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: «Немедленно убери, иначе не получишь…!» Лучше составить список дел по дому и объяснить ребёнку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребёнок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду и т.д. Обязанности должны быть посильны ребёнку и не мешать его играм, учёбе, занятиям в музыкальной школе или секции. Ребёнок дошкольного возраста уже вполне способен выбросить мусор в мусоропровод, кормить рыбок и других домашних животных и т.д. Главное не в том, что родители сами легко могут выполнить это, важно приучить ребёнка к ответственности, аккуратности и трудолюбию.
Поощрять ребёнка за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните, что быт – это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому все члены семьи должны делать вместе, так же как и вместе отды-хать.
Внимательно и бережно относитесь к поделкам сына или дочери, храните их рисунки и подарки к 23 февраля и 8 марта, которые они делают в детском саду. Пусть его поздравление не так красиво и флажок или цветок приклеены криво, ведь приложено столько стараний. Ребёнок должен видеть, что вы уважаете результат его труда.
Воспитание трудолюбия полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитывать ребёнка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не знал труда с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни на других.
Восточная мудрость справедливо утверждает: «Если ты поймал рыбу для ребёнка – ты накормил его один раз, если ты научил его довить рыбу – ты накормил его на всю жизнь».
|