Прошина Марина Александровна, учитель-логопед
Планирование работы на основе лексических тем позволяет охватить все стороны развития ребёнка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
И мы убеждаемся в этом из года в год. Циклическое повторение лексических тем недели позволяет расширять и обогащать словарный запас детей, помогает им познавать окружающий мир на протяжении всего дошкольного детства. Формы работы над лексическими темами в детском саду разнообразны и потому позволяют, во-первых, использовать их в разных режимных моментах. А во-вторых, помогают воспитателям творчески выстраивать совместную деятельность с детьми.
Очень важно подключить к работе с лексическими темами и родителей наших воспитанников. Ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.
Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
В логопедических группах нашего детского сада работа строится таким образом. В старшей группе, в конце недели, в пятницу вечером, объявляем родителям тему, над которой будет проводиться работа. Каждому ребенку выдается карточка с вопросами, играми, заданиями, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга, как в выходные дни, так и в течение предстоящей недели. Родители с детьми выполняют задания в специально заведённой, лексической, тетради. И приносят её в понедельник в детский сад. Таким образом, родители готовят детей к введению в тему недели. Такую цель преследуем мы. Хотя, как мне известно, педагоги могут выдавать такие задания и после пройденной темы. В таком случае их цель – закрепление пройденного материала родителями с детьми. То есть, от того, какую цель вы ставите перед собой, зависит построение этапов вашего взаимодействия с родителями.
Для совместной деятельности родителей и детей по лексической теме составлена картотека домашних заданий. Задания составлены с учётом возраста детей и с учётом особенностей речевых нарушений.
По каждой лексической теме даются упражнения для обогащения и активизации словаря, формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной речи. Задания формулируются так: нарисуй или наклей картинки, назови, покажи, составь описательный рассказ, выучи потешку, запомни, поиграй.
В подготовительной группе родителям рекомендуются пособия на печатной основе, которые позволяют разнообразить занятия и избавят от необходимости искать картинный материал. Несколько лет мы используем в работе тетради Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». В них на каждую тему собраны разнообразные задания: на обогащение словаря, на грамматический строй, на развитие связной речи (с мнемотабличками), графические упражнения.
События, связанные с пандемией, длительным карантином, невозможностью общаться с детьми и родителями лично, привели к тому, что формы взаимодействия с семьёй тоже изменились. Поэтому в детском саду мы приняли решение создавать свою электронную базу домашних заданий по лексическим темам, в первую очередь для детей старшего дошкольного возраста.
Теперь такие задания получают не только ребята из групп компенсирующей направленности, но и дети из общеразвивающих групп. Изменилось и расширилось содержание таких заданий.
Основой развития речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни. Поэтому, первое направление лексического задания – это развитие познавательных способностей. «Рассмотрите», «уточните», «выясните», «обратите внимание», «посмотрите познавательный видеофильм» — это установки познавательного блока.
Опытно-экспериментальная деятельность (2-й блок заданий) – это достаточно новое направление в освоении лексических тем. Детям можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В этом блоке представлены интересные и доступные исследования предметов в рамках одной лексической темы.
Третий блок – это речевые игры и упражнения. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Игровая деятельность в речевом развитии ребёнка играет большую роль. Она вызывает эмоции, пробуждает у детей интерес детей и даёт возможность многократно и ненавязчиво упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Следующее направление – художественная литература по лексической теме. Художественное слово является источником обогащения содержания и структуры детского языка, дает высокие образцы связной речи. Поэтому мы тщательно подходим к отбору произведений художественной литературы для детей. Она должна соответствовать возрасту детей, лексической теме, нести нравственный посыл. В блоке «Художественная литература» представлены рекомендации для чтения и обсуждения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок. Чтение произведений по лексическим темам рассчитано на одну неделю, дана возможность выбора произведений по интересам.
Важное место в общем развитии ребёнка занимает продуктивная деятельность. В этом блоке заданий предлагаются варианты творческих работ на выбор по теме недели: аппликации, рисунки, моделирование. Такие задания развивают интерес детей к продуктивным видам труда, желание реализовать свои творческие возможности при изготовлении поделок.
Разрабатывая и внедряя такие задания для общеобразовательных групп, мы видим свои плюсы и минусы. Основное опасение кроется в следующем: предлагая и подсказывая родителям ориентиры в изучении темы, мы рискуем не получить ту самую необходимую для взаимодействия обратную связь. Мы предлагаем, но не контролируем. Не навязываем, а выражаем желание действовать в тандеме с родителями воспитанников. Откликнутся или нет родители, зависит от того, как мы их заинтересуем.
Проблема содружества детского сада и семьи носит сегодня творческий характер, через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться, пробовать разные подходы. Ведь успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
|