Торопова Юлия Николаевна. Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Торопова Ю.Н.

Для заботливых родителей и любознательных малышей 5-6 лет

Введение

Данное пособие предназначено для детей старшей группы в период подготовки к обучению грамоте.

Последовательность ознакомления с одним звуком, слиянием, словом и предложением составлены с учетом возрастных особенностей детей.

Материал поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, освоить основные лексико-грамматические категории русского языка.

Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления.

Условные обозначения

Любое слово состоит из трех частей (не путать со слогами!):

 

скачать конспект

2 — середина слова

3 — конец слова (последний звук)

1 — начало слова (первый звук)

1. 2,3

Согласные звуки произносятся кратко, без добавления гласного звука: [м], а не [мэ], [с], а не [сэ].

Предлагая ребенку определить место звука [о] в словах, выбирайте те слова, в которых звук [о] находится под ударением, поскольку в безударной позиции звук изменяется: слово "ОБЛАКА" мы произносим как [АБЛАКА], слово "КОРОВА" звучит как [КАРОВА], а слово "ОКНО” — [АКНО].

Существуют йотированные гласные, состоящие из двух звуков: мягкого согласного [й] и гласных звуков. Это [йа], [йэ], [йо], [йу]. На письме они передаются буквами Я (яма), Е (ель), Ё (ёж), Ю (юла).

Схемы слов, в составе которых йотированные согласные встречаются в следующих позициях: начало слова, после гласного звука, после разделительного мягкого знака, предлагаются детям только для рассмотрения и ознакомления.

Гласные звуки в схемах обозначаются красным цветом -| Твердые согласные звуки — синим цветом — ?

Мягкие согласные звуки — зеленым цветом

? Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Однако, некоторые согласные являются только твердыми: [Ш]. [Ж], [Ц], а другие — только мягкими |[Й], [Ч], [Щ]

Слог — это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных с | гласным. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Открытые слоги оканчиваются | на гласный звук, закрытые — на согласный.

Закрытый слог:

МА-

ПИ-

КРЕ-

АК-

ГОР-

ЛИС-

Открытый слог:

ИВА

ЛИСА

ЛЕЙКА

МАШИНА

Схемы слов:

- Здравствуйте! Я — карандаш, меня зовут Зеленый, я буду Вам помощником на протяжении всего обучения.

- Прислушайся, сколько разнообразных звуков тебя окружает... Слышишь, как машина проезжает за окном? А как вода шумит по трубам? Если стукнуть по столу рукой, тоже получится звук. А вот для того, чтобы назвать какой-либо предмет, необходимо назвать СЛОВО.

"Слово"

Солнце

- "Запиши" предметы (одна линия — 4 клетки):

- Здесь "записано"одно слово.

- Все предметы можно назвать (дать им имя). Один предмет — одно слово Обозначать один предмет мы будет одной чертой (линией):

- Посмотри вокруг. Назови предметы, которые ты видишь.

"Слово"

- Мы с тобой уже определили, что любому предмету можно дать название (имя). Вспомни, как мы "записываем"предметы?

- Сколько предметов "записано"ниже?

- Все предметы можно разделить на живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные).

- Обведи живые (одушевленные) предметы красным карандашом, а неживые (неодушевленные) — синим.

-Люди общаются при помощи речи говорят, читают или пишут. Закройте глаза и послушайте:

-Снеговик лепить мальчик.

- Что вы себе представили? Ничего? А теперь:

- Мальчик лепит снеговика.

- Сразу можно представить ситуацию: на улице зима, теплый день (снег липкий), мальчик одет по-зимнему, у него хорошее настроение и т д

I ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ЭТО НЕСКОЛЬКО СЛОВ. КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ I МЕЖДУ СОБОЙ СМЫСЛОМ.

- Сосчитай, сколько слов в предложении "Мальчик лепит снеговика"? Назови первое слово? Второе? Третье?

- Придумай предложения по картинкам:

- Сегодня мы будем "записывать" не только отдельные слова, но и целые предложения.

- Вспомни, как мы обозначаем предметы? (Одна линия). Но слова, которыми мы пользуемся, это не только предметы. Каждый предмет может совершать какое-либо действие. Например, что может делать собака? (Лаять, лежать, бежать, смотреть, слушать и т.д.). А что делает машина? (Едет, стоит, буксует, заправляется, сигналит и т.д.).

- Обозначать действия предметов мы будем двумя линиями (чертами):

- Здесь "записано" слово, которое обозначает

действие какого-либо предмета.

Вспомни, что такое предложение?

Придумай предложение со словом "конфеты".

Посмотри, как я "запишу" схему предложения "МАМА КУПИЛА КОНФЕТЫ":

- Сколько слов в этом предложении? Назови первое? Второе? Третье?

- Мы будем отмечать начало предложения и конец. Как отмечено начало предложения? А конец?

Мальчик играть машинка Мама купить яблока. Девочка ходить гулять. Папа копать земля.

Рыбка плавать аквариум. Диван кот лежать.

Полить лейка цветы. Ярко светить солнце.

- Поиграем? Игра "Сломанное предложение". Исправь ошибки, скажи правильно:

- "Запиши" схемы предложений. Предметы "запиши" одной линией, а действие — двумя. Не забудь обозначить начало и конец предложений.

- Рассмотри картинки. "Запиши" схемы предложений Обозначь начало и конец предложений.

-Для связи слов в предложении мы используем "маленькие" слова — предлоги. Например, предлог "У":

Кирилл барабанит. — У Кирилла барабан.

Лена играет медвежонком. — У Лены медвежонок. Сережа ест арбуз. — У Сережи арбуз.

- Это схема предлога "У" (или "ОКОЛО"). Прочитать её можно так: "КРУГ У (ОКОЛО) квадрата".

- В схемах предлоги мы будем обозначать треугольником:

- Схема предложения "У Лены медвежонок" будет выглядеть так:

- Рассмотри картинку Назови профессии Составь предложения с предлогом "У" Запиши схемы этих предложений.

- Продолжи ряд

- Вспомни, какой предлог ("маленькое" слово) здесь "записан"?

? это предлог "У" (ОКОЛО) Круг У (ОКОЛО) квадрата.

  • круг НА квадрате.

? круг ПОД квадратом.

- Сегодня мы познакомимся еще с двумя "маленькими" словами (предлогами), которые помогут нам связывать слова в предложении.

- Рассмотри картинки. Составь предложения с предлогами

"Словесный состав предложений Обобщение"

- "Прочти" предложения по схемам. Подставь действия предметов по смыслу.

- Допиши:

"Слоговой состав слова"

- А ты знаешь, что слова можно делить на части? В словах может быть одна часть или несколько. Эти части мы будем называть СЛОГОМ.

СЛОГ — это звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха.

- Чтобы разделить слово на слоги, необходимо подбородок положить на стол, затем произнести слово. Сколько раз голова откинется назад, столько слогов в слове.

- Сколько в слове слогов, на столько частей будем делить слова.

Например, в слове СОК — один слог. CTA-KAH ? 2 слога. КА-РАН-ДАШ — 3 слога.

- Независимо от того, сколько слогов в слове, у каждого слова есть начало, середина и конец. Научиться делить слова на части нам поможет гусеница Люся.

Деление слов на части — слоги

- Назови предмет:

- Положи подбородок на стол и назови этот предмет ещё раз. Сколько частей у тебя получилось? Гусеница Люся покажет тебе, как разделить слово:

- Теперь ты можешь видеть, что у слов есть начало, середина и конец.

- Раздели слова на части:

? Вспомни, что такое предложение? Из чего оно состоит? (Из слов).

А слова? (Из слогов).

? В русском языке есть гласные и согласные звуки. Из них мы складываем слоги, из слогов получаем слова, а из слов ? предложения.

- Эти ребята произносят звуки. Ты можешь угадать, какие это звуки?

- Как ты догадался? (По губам). Звуки, которые мы сожем пропеть, называются гласными.

- Когда мы произносим гласные звуки, поток воздуха на своём пути не встречает преград (ему не мешают губы или зубы).

Все остальные звуки — согласные. Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.

  • Твердые согласные звуки будут дружить с Молоточком, а мягкие — с Мышкой. Попробуй определть, с кем дружат эти звуки (как ты думаешь, кто произносит этот звук: Молоточек или Мышка):

[3] [Б]

[Т] [КЬ] [М] [П] [ГЬ] [ТЬ]

  • Вспомни, какие звуки называются гласными? (Те. которые можно пропеть). А согласными? (Те. которые пропеть нельзя) Какие согласные звуки дружат с Молоточком? (Твердые). А с Мышкой? (Мягкие)

- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом |

твердые согласные — синим мягкие согласные ? зеленым — Так мы сможем "раскрашивать"слова.

  1. Определяем количество звуков в слове.
  2. Обводим столько клеток, сколько звуков в слове (это "квартира").
  3. "Расселяем" звуки по "комнатам“ (клеткам) и закрашиваем "окошки".

ДОМ

- Сколько звуков в этом слове? (Три) Значит, "квартира" будет из трех клеток ("комнат").

- Произнеси первый звук. С кем он дружит: с Молоточком или Мышкой? (С Молоточком, значит от твердый).

- Произнеси второй звук. (Его можно пропеть, значит, от гласный).

- Назови последний звук. С кем он дружит? (С Молоточком, это твердый звук).

Теперь закрасим "окошки" в "комнатах" звуков. (Это можно делать сразу);

- Назови первый звук в словах. Определи, какой это звук: гласный, твердый или мягкий согласный? Закрась клетку нужным цветом:

- Определи, сколько звуков в словах. Построй для слов "квартиры" с таким количеством "комнат", сколько в них звуков. Раскрась "окошки" нужным цветом.

- Вспомни, накис предлоги (маленькие слова) мы уже выучили? Назови их.

Я хочу тебя познакомить еще с двумя предлогими — НАД и В:

Ударный слог

  • Ты уже знаешь, что слева состоят из слогов. А знаешь ли ты, что слова можно "бить"? Сегодня мы будем "ударять" слова. “Ударить" слово — это значит выделить в нем ударный слог (или звук).

Для того, чтобы выделить ударный слог в слове, его нужно "позвать"

Алгоритм: 1. Называю слово.

2. Делю слово на слоги.

3. Зову слово, определяю, какой слог произношу дольше и громче.

4. Ставлю ударение.

МАЛИНА

у — В слове МАЛИНА — 3 слога, дольше

и громче произносится слог -ЛИ-,

I значит этот слог будет ударным.

- Позови слова, поставь ударение:

- Прочти поедложение. Составь схему.

- Определи ударный слог. Поставь ударение.

Ударение

- Назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Обведи для каждого слова столько клеток, сколько в нем звуков. Закрась "окошки" нужным цветом:

- Гпасные звуки образуют слоги. Сочетание согласного и гласного звуков называют СЛИЯНИЕМ и в "квартире” слова они живут по-соседству. В схеме слияния мы будем обозначать так:

- это СЛИЯНИЕ. Под клетками слияния будем обозначать дугой, а отдельный звук — точкой.

- Посмотри, как выглядит схема слова ДОМИК:

Алгоритм: 1. В слове ДОМИК 5 звуков, строю "квартиру" из пяти комнат.

2. Делю слово на слоги: ДО-МИК.

3. "Расселяю” звуки в "комнаты": слияние ДО, слияние МИ и отдельно звук К.

4. Первое слияние ДО-: [Д]-твердый согласный, [0]-гласный. Закрашиваю ”окошки”.

5. Второе слияние -МИ-: (Мь) -мягкий согласный. [И}-гласный. Закрашиваю ”окошки”.

6. Последний звук (К]-твердый согласный. Закрашиваю "окошко”.

7. Слияния обозначаю дугами, отдельный звук — точкой.

- "Прочти" слова по схемах. Закрась "окошки" в схемах слов.

О-РЕ-ХИ

ПЕ-ТУХ

КУ-БИ-КИ

"Звуковой анализ слов"

- 8 прошлый раз мы с тобой строили "квартиры" для слов и закрашивали “окошки", в которых “живут" звуки.

Какие звуки мы обозначали красным цветом? (Гласные). А синим и зеленым? ] (Согласные). Почему согласные звуки могут быть двух цветов? (Твердые i мягкие).

- Назови предметы. Составь для них схемы и закрась "окошки" нужным цветом. Обозначь слияния дугами, а отдельные звуки точками.

Просмотров: 529
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Градусова Марина Александровна. Консультация для родителей «Волшебные слова»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бабкина Елена Николаевна. Интегрированное занятие в подготовительной группе «О, как прекрасно слово: «Мама!»
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Самсонова Оксана Николаевна. Как помочь родителям быстро и интересно автоматизировать поставленные звуки детям с ОНР.
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Тумашева Мария Петровна. Беседа с детьми старшего возраста. «СЛОВА ДРАГОЦЕННЫЕ ЕСТЬ: СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект НОД по экологии для детей дошкольного возраста 'Добрые слова'
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Ольга Львовна Вьюнова. 'Как слово наше отзовется?'
  • Редактор. Слова благодарности молодоженов
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь